В литературу А. Блок вошел не ранними стихами, а первым своим сборником «Стихи о Прекрасной Даме» (1904), главная тема которого — переживания поэтом, лирическим героем чувства любви.
Появление «Стихов о Прекрасной Даме» было связано с двумя важными событиями в жизни поэта. Первое из них — глубокое чувство к Любови Дмитриевне Менделеевой, будущей его жене. Второе — увлечение лирикой и некоторыми философскими идеями В. С. Соловьева.
Образы, сюжеты цикла символичны и двуплановы. Прекрасная Дама — не только образ любимой поэта, но и воплощение радости, гармонии, света. Он хочет приблизиться к ней, но не может, так как отягощен своей земной природой, проклинает земные вериги, отчаивается и вновь стремиться к ней. В этом контексте звезды, заря, утро, солнце приобретают символический смысл. Это не столько конкретные явления природного мира, сколько выражение различных психологических состояний и знаки отношений, которые усиливаются между ним и Ею. Так заря, утро — символизируют Её явления, ночь — воплощает время его разлуки с Ней, торжество земного начала. Лирический герой предстает в цикле в роле странника, идущего к чертогу невесты, или в роли рыцаря, молитвенно склоненного перед Прекрасной Дамой.
Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» было написано А. Блоком в 1902 г. Мерность, певучая монотонность строк, даже если не вдумываться в слова, вызывают чувство высокое, немного торжественное. Оно поддерживается лексикой высокого наполнения: «храмы», «обряд», «мерцанье лампад», «образ», «ризы». Состояние созерцания, терпеливого ожидания Прекрасной Дамы, возвышенная нежность, любовь — вот чувства, которыми проникнуто стихотворение. Оно умиротворяет своим звучанием, но отнюдь не сразу открывается в своем смысловом значении. Тайна его — в женском образе, который назван торжественно и величаво — Прекрасная Дама. В этом образе есть нечто неуловимое, не-земное и, в то же время, сохраняется живое, женское — она «милая». Неслучаен здесь и эпитет «красный»: в блоковской символике красный цвет — влекущий, манящий цвет страсти, огня, жизни. В женском образе переплетаются Земное и Небесное, одно переходит в другое, и трудно различить, где реальность (храм, свечи, двери), а где мечта и тайна.
В этом стихотворении ещё нет контрастности, «двоемирие» не уничтожило цельности лирического переживания. Известно, что храм в стихотворении реально представляет собой деревенскую церковь, где юный Блок ждал свою невесту. И лик невесты сливается с образом Прекрасной Дамы.
Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» представляет нам и всю первую книгу, и мир чувств молодого Блока, отгородившегося от противоречий, сомнений и угроз жизни.
Любовь в лирике А. Блока порой имеет религиозный, мистический подтекст, при этом черты возлюбленной имеют вполне реальные черты, а само переживание носит автобиографический характер. Цикл «Кармен» — блестящий образец таких произведений. Благо-даря небывалой легкости каждого образа в десяти небольших стихотворениях представали глобальное, всемировое, общеземное, человеческое и конкретно-личностное.
Этот цикл был вызван увлечением Блока оперной певицей Любовью Александровной Дельмас и написан стремительно и вдохновенно. Стихотворения передают взлет любовного чувства, волнения, ожидания, встречи Блока с Дельмас. Внутреннее переживание легко прослеживается. Сначала в сонный входит вихрь смятенная душа и начинает пред-чувствовать забытые бури. Затем рождается чистая страсть «в сердце захлестнула кровь», а в ответ возникают «бушующие созвучия», «творческие сны».
В стихах привлечен оттенок трагизма. Название подчеркивает обращение поэта не просто к Дельмас, но и к её героине в опере Ж. Бизе «Кармен». С вольной цыганкой и связано восприятие любви во всей её противоречивости. Через любовь поэт открывает небывалые горизонты мира. Все стихотворения цикла пронизаны мотивом служения красоте.
Кармен — символ изменчивости: чувств, души, мира. Поэтому нелегко постичь этот образ. В последнем стихотворении образ Кармен воспринят особенно широко — как всемирное бытие.
Лирика Блока — явление уникальное в русской поэзии. При всем многообразии её проблематики и художественных решений его поэзия выступает как единое целое, как одно раз-вернутое во времени произведение. Для всего корпуса лирики Блока характерна повторяемость важнейших образов, словесных формул и лирических ситуаций. Любовь пони-мается поэтом как встреча с возлюбленной, само ожидание встречи.
Двойственность отличает не только эстетику поэта, но и воплощается в образе возлюбленной. В стихотворении «Незнакомка» (1906 г.) контрастно соотнесены низкая действительность и высокая мечта лирического героя (пленительный образ Незнакомки). Спасение героя в том, что он помнит о существовании любви безусловной:
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Мотив любви в лирике Блоке многопланов. Переживание героем любовного чувства остро и мистично, оно приносит радость встреч и боль расставаний. Любовь у Блока проникнута мотивом служения.
Таким образом, А. Блок вошел в русскую литературу не только как певец родины, но и как певец любви, рыцарь Прекрасной Дамы.
Книга:
Ответы на билеты по русскому языку и литературе для академических лицеев 2021
Билет/вопрос: №2
Абитуриентам
Сборники тестов, Узбекистан
DTM варианты
Онлайн ДТМ тестирование
Решебники
Онлайн тестирование
Английский язык
Русский язык
Математика
Биология
География
История
База знаний по предметам
Физика
Математика
Информатика
Литература
Английский язык
Русский язык
Химия
История
География
Биология
"Test-Uz.Ru" © 2014-2024. Информационный портал для школьников, абитуриентов, студентов и учителей