Определите по характерным особенностям речи героев пьесы А.П.Чехо ...

27. Определите по характерным особенностям речи героев пьесы А.П.Чехова "Вишневый сад":1) "Сокровище мое, милая моя, прекрасная комната", "милый студентик";2) Экий. Небось. Огромадная. Нужно поубрать. По пяти набавляют. Заработал сорок тысяч. Аукцион. Циркуляция;3) Богатые и нищие. Рабочие. Интеллигенция. Крепостники. Правда, истина, труд. "Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде ..."
A) Варя, Лопахин, Гаев
B) Раневская, Гаев, Лопахин
C) Раневская, Лопахин, Петя
D) Аня, Петя, Лопахин
E) Варя, Петя, Гаев

Ответ: C

Решение

Действующие лица «Вишневого сада» в их социально-типической сущности и индивидуальных особенностях ярко проявляются средствами языка.

Речь каждого действующего лица пьесы своеобразна, при этом в ней с особой полнотой раскрываются его типические и индивидуальные свойства.

 

Язык Раневской отличен от языка Гаева и Симеонова-Пищика. Противоречивая сущность Раневской — ее искренность и манерность, непосредственность и излишняя впечатлительность, чувствительность — сказывается и в языке. Ей свойственны эпитеты чувствительные, лирические, а иногда и явно приукрашенные, эстетизированные: милая моя, прекрасная комната, изумительный сад, ненаглядная дитюся, сокровище мое, моё золото.

 

Речь Гаева, барина-сластены, склонного от безделья к безобидным, либеральным разглагольствованиям, представляет своеобразный сплав просторечия с превыспренней фразеологией. Свойственное ему просторечие проявляется словами и выражениями, связанными с вкусовыми ощущениями (анчоусы, позавтракили, курицей пахнет, селёдкой пахнет) и бильярдными интересами. Бильярдные термины служат Гаеву для выражения самых разнообразных душевных переживаний. Явно сконфуженный своей нелепой речью перед шкафом, он бормочет: От шара направо в угол! Режу в среднюю!

 

В речи купца Лопахина Чехов отразил и его жизненный путь, деревенское происхождение и его социальную сущность, и его связи, культуру и его глубоко индивидуальные свойства. Деревенско-кулацкое происхождение, малая культура Лопахина отчетливо проявились в его речи такими словами и фразеологическими оборотами, которые в своей совокупности отражают особенности мещанско-простонародного говора: папаша, мальчонком, прорва, страсть (в смысле «очень»), экий, ежели, небось, об эту пору, на деревне в лавке торговал, он выпивши был, огромадная, надо себя помнить, знай себе, мужик мужиком, нужно поубрать, какого дурака свалял.

 

Облик Ани Раневской, кристально чистой, непосредственной, восторженной, устремленной к правде, живущей мечтами о лучшей жизни для всех, с изумительной яркостью раскрывается в ее речи. Эта речь — последовательно литературная, прозрачно ясная, непосредственная; глубоко эмоциональная и мелодическая. Глубокая эмоциональность и ритмико-мелодический строй речи Ани создаются повторением отдельных слов и выражений (Моя комната, мои окна; у неё ничего не осталось, ничего; ушла, ушла без оглядки), членением фразы на ритмико-мелодические доли (Шесть лет тому назад умер отец, через месяц утонул в реке брат Гриша, хорошенький семилетний мальчик); расположением частей предложения и целых фраз в порядке их эмоционально-смыслового нарастания (Милая, добрая, хорошая моя мама, моя прекрасная, я люблю тебя... я благословляю тебя...); необычной расстановкой слов в предложении (Я не спала всю дорогу, томило меня беспокойство) и другими средствами.

 

Практичность, недалекость, грубоватость, чувствительность и религиозность Вари глубоко раскрываются в её скупой, краткой, рассудительной речи, сочетающей в себе лексику и фразеологию практически-деловую (пора и честь знать; все ли вещи привезли, я приказала...), бранную (видела подлеца; бесстыдник; убирайся же вон отсюда!; Возьмите вашу гадость!) и ласкательно-обходительную (душечка, родная, красавица, мамочка, дядечка), религиозную (воля божья, господь с вами, если бы господь помог). Ее религиозно-монашеские настроения великолепно выражаются в любимом ее выражении: Благолепие!

 

Речь Трофимова (Пети), представителя демократических идей, обличающего старый общественный строй и зовущего к созиданию нового мира, — речь пропагандиста, привыкшего много говорить, хорошо владеющего словом, лексически богатая, образная, яркая, по преимуществу сложно-сочинённая. Он широко пользуется социально-политической и научной терминологией, резко отличающей его от всех других действующих лиц пьесы: рабочие, интеллигенция, крепостники, азиатчина, труд, правда, истина, мистическое, богатые и нищие, в смысле обмена веществ, физиологически, энергия, философствуют. Ведущая речевая интонация Трофимова — разоблачающая, убеждающая и призывающая.

 

Как видно, чувствительные, лирические эпитеты (милая моя, сокровище мое, прекрасная комната) свойственны Раневской.

Мещанско-простонародный говор (экий, небось, огромадная, нужно поубрать) присущ купцу Лопахину деревенского происхождения.

Пропагандисткая, социально-политическая и научная речь (рабочие, интеллигенция, крепостники, правда, истина, труд) свойственна Трофимову Петру, представителю демократических идей.



Категория: Вопросы по литературе
Все тесты по этому предмету

Рекомендуется посмотреть и остальные тесты

1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 7 8


"Test-Uz.Ru" © 2014-2024. Информационный портал для школьников, абитуриентов, студентов и учителей

О сайте | Обратная связь