История развития, разделы и методы экологии.

Ответ

Истоки экологии уходят в далекое прошлое и связаны с необходимостью на самых ранних этапах становления человеческого общества добывать и использовать pастения, животных в качестве пищи. Было необходимо знать, как выглядят, где и когда созревают съедобные плоды, корни и стебли растений, где лежат пути миграции диких животных, когда и где они воспроизводят потомство. Еще в период античности древнегреческие ученые-философы рассматривали влияние отдельных компонентов окружающей среды на жизнь различных растений и животных. В трудах великих ученых X–XII веков Средней Азии Аль-Хорезми, Аль-Фароби, Абу Район Беруни, Ибн Сино есть информации о строении земли, лекарственных растениях, ареалах животных. Захириддин Мухаммад Бабур в своем историческом труде «Бобурноме» предоставил большую информацию о различных растениях и животных Средней Азии и Индии, их распространении и периодах размножения. Детальное и глубокое изучение компонентов среды обитания организмов началось лишь в XIX–XX вв. Начало изучению влияния окружающей среды на жизнь организмов положил немецкий ученый и путешественник Александр Гумбольдт. Он впервые наглядно продемонстрировал роль климатических условий в жизни растений. В начале XX в. оформились экологические направления в ботанике, зоологии и других биологических науках. Постепенно экологический подход к исследованию живой природы стал приобретать первостепенное значение. В ряде стран были опубликованы труды, широко освещавшие проблемы экологии. Важное значение для развития экологии имела сформулированная английским ученым А. Тенсли – концепция экосистемы и выдвинутая русским ученым В.Н. Сукачевым – теория биогеоценоза.
Разделы экологии:
Аутэкология – раздел экологии, изучающий взаимоотношения
организма с окружающей средой. (жизненные циклы и поведение как способ приспособления к окружающей среде).
Демэкология – раздел общей экологии, объектами изучения которого являются изменение численности популяций, отношения групп внутри них. В рамках демэкологии выясняются условия, при которых формируются популяции. Демэкология описывает колебания численности различных видов под воздействием экологических факторов и устанавливает их причины.
Синэкология – раздел науки, изучающий функционирование сообществ и их взаимодействия с биотическими и абиотическими факторами.
Биогеоценология – исследует строение и свойства биогеоценозов.
Эволюционная экология изучает изменения, происходящие в экологических
системах с момента возникновения жизни на нашей планете, воздействие человека на эволюцию биосферы.
Историческая экология изучает экологические изменения, произошедшие в ходе человеческой цивилизации и технологического прогресса начиная с эпохи неолита до современного периода.
Методы исследования экологии:
Полевые методы. Их использование позволяет изучить влияние целого комплекса экологических факторов на развитие и жизнедеятельность популяции в естественных условиях. Они помогают установить взаимосвязи организмов, видов и сообществ со средой, выяснить общую картину развития и жизнедеятельности биосистем.
Экспериментальные методы. Лабораторные эксперименты позволяют исследовать влияние отдельных факторов среды на жизнедеятельность организмов в лабораторных условиях. В реальной среде обитания невозможно рассмотреть воздействие на организм или сообщество отдельного фактора, так как они действуют комплексно. Поэтому создаются искусственные модели экосистем, аналогичные естественным. Самым простым
примером искусственной экосистемы является аквариум.
Методы компьютерного моделирования и экологического прогнозирования.
Суть методов заключается в том, что с помощью математических символов строится абстрактная модель изучаемой системы. Затем, меняя значение отдельных параметров, исследуют, как поведет себя данная искусственная система, т. е. как изменится конечный результат. Такие модели экосистем строятся на основе многочисленных сведений,
накопленных в полевых и лабораторных условиях.

Другие задачи с этого варианта

1 2 3

Книга: Ответы на билеты по биологии для 11 класса 2021
Билет/вопрос: №1

"Test-Uz.Ru" © 2014-2024. Информационный портал для школьников, абитуриентов, студентов и учителей

О сайте | Обратная связь