Философия Шопенгауэра.

Неклассическая идеалистическая философия ставила своей целью критиковать немецкую классическую философию, осо¬бенно Гегеля, используя не новые подходы (как это делали мате-риалисты и позитивисты), а старые..Двумя основными направлениями неклассической идеали-стической философии XIX в. являлись иррационализм и "фило¬софия жизни" и были, главным образом, представлены творчест¬вом Шопенгауэра, Ницше, Дильтея. Иррационализм отвергал логические связи в природе, вос¬приятие окружающего мира как целостной и закономерной сис¬темы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития. Основная идея иррационализма заключается в том, что ок¬ружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтро¬лен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле. Видным представителем иррационализма являлся Артур Шо¬пенгауэр (1788 — 1860). В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии про¬возгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей си¬лой, определяющей все в окружающем мире является воля. В своей книге "Мир как воля и представление" философ вы¬водит логический закон достаточного основания. Согласно дан¬ному закону истинная философия должна исходить не из объек¬та (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления, которое является фактом сознания. В свою очередь, представления (а не объективная действи¬тельность и не познающий субъект) делятся на объект и субъ¬ект. Именно в основе объекта представлений и лежит закон достаточного основания, который распадается на четыре само¬стоятельных закона: закон бытия — для пространства и времени; закон причинности — для материального мира; закон логического основания — для познания; закон мотивации для действий человека. Таким образом, окружающий мир (представление объекта) сво¬дится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации. Представление субъекта не имеет такой сложной структуры. Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем: непосредственного познания; отвлеченного (рефлективного) познания; интуиции. Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля. Воля, по Шопенгауэру, - абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и вли¬ять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Воля: лежит в основе сознания; является всеобщей сущностью вещей. При объяснении воли как всеобщей сущности вещей Шо¬пенгауэр опирается на кантианство, а именно на теорию Канта, в силу которой в сознании отражаются (аффицируются) лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность является неразрешенной загадкой ("вещью в себе"). Шопенгауэр использует данную теорию с позиций волюнтаризма: окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека; сущность же мира, его вещей, явлений есть не "вещь в себе", а воля; мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром воли; точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля пред¬метов и явлений вызывает внешние события в мире, движе¬ние предметов, возникновение явлений; воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде "бессознательной", "дремлющей" воли; окружающий мир по своей сущности есть реализация воли.. Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные "насущные" философские проблемы — человеческой судьбы, свобо¬ды, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой. Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе ве¬щей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье. Философия Шопенгауэра (его учение о четверояком законе достаточного основания, волюнтаризм, пессимизм и др.) была не понята и не принята многими из его современников и не имела большой популярности, однако она сыграла большую роль в разви¬тии неклассической идеалистической философии (иррациона¬лизма, символизма, "философии жизни") и позитивизма.

Дата добавления: 2000-01-01 00:00:00
Просмотров: 2939
Категория: Философия


Рекомендуется посмотреть

Цивилизационный подход Н. Данилевского. Метафизика как философский метод. Биосоциальная концепция человека
Специфика философского подхода к проблеме человека Мировоззрение и его структура. Физическое пространство


Наш Youtube-канал
База репетиторов
Проходные баллы в институтах Узбекистана
Решение домашней работы

Онлайн тестирование

Английский язык Русский язык
Математика Физика
Биология География
История

База знаний по предметам

Физика Математика
Информатика Литература
Английский язык Окружающий нас мир
Русский язык Химия
История География
Философия Астрономия
Медицина Обществознание
ОБЖ Черчение
Биология Чтение
Экономика Экология

Вход на сайт

Популярные записи

Русский язык 2018 ... (58862)
Идеи, выдвинутые в книге През ... (55901)
Школьные учебники для 5 класс ... (50808)
Школьные учебники для 7 класс ... (47859)
Математика 2018 ... (45968)
Школьные учебники для 11 клас ... (45721)
Пять принципов «Узбекской мод ... (40951)
Школьные учебники для 6 класс ... (39332)
Биология 2018 ... (28551)
Неопозитивизм и его представи ... (27886)

Популярные книги

Математика 5 класс - Узбекист ... (83649)
Математика 4 класс - Узбекист ... (81196)
Математика 6 класс - Узбекист ... (80837)
Русский язык 5 класс - Узбеки ... (73779)
История Древнего Мира 6 класс ... (67657)
История Узбекистана 7 класс - ... (57260)
История 5 класс - Узбекистан, ... (57027)
Алгебра 8 класс - Узбекистан, ... (56596)
Человек и его здоровье 8 клас ... (54191)
Алгебра 7 класс - Узбекистан, ... (53763)



"Test-Uz.Ru" © 2014-2021. Информационный портал для школ, лицеев, колледжей и ВУЗов

О сайте
Обратная связь