Социобиология о сущности человека

Развитие человека во многом обусловлено биологически, не следует абсолютизировать это влияние. Эту точку зрения разделяет такое современное течение, как социобиология. Возникновение социобиологии связано с выходом в 1975 г. книги американского энтомолога Э. О. Уилсона «Социобиология: новый синтез». В рамках этой концепции ставится задача по-новому подойти к проблемам морали, свободы, агрессии, альтру­изма, эгоизма и других человеческих качеств. Важнейшее место в работе американца отводится анализу возможностей и границ применения аналогий между поведением животных и человека. Первостепенное внима­ние уделяется принципам и по­нятиям дарвинизма, в том числе и естественному отбору. Исполь­зуется широкая трактовка выводов, полученных при изучении животных, на поведение человека. «С точки зрения методологии, наблюдается биологический и молекулярно-генетический редукцио­низм: антропология сводится к биологии, а последняя — к моле­кулярной генетике». По мнению социобиологов, принципиальные изменения в представлении о природе человека должна внести теория генно-культурной коэволюции, которая утверждает, что процессы органической (генной) и культурной эволюции человека происходят совместно. Гены и культура в этой эволюции неразрывно связаны между собой, но ведущая роль все же отводится генам, т.к. именно они оказываются конечными причинами многих человеческих по­ступков. Поэтому человек изначально является объ­ектом биологического знания. Уилсон определяет задачу социобиоло­гии как «изучение биологических основ всех форм социального пове­дения у всех животных, включая человека». Главные положения его теории сводятся к тому, что у человека не может быть «трансценден­тальных» целей, высших идей, возникших вне его биологической природы. Оценивая концепцию социобиологов, нельзя отрицать продук­тивность теории коэволюции. Но сразу же следует отмежеваться от неоднозначной трактовки представителей со­временного социал-дарвинизма, расизма и евгеники. Коэволюция как взаимодействие биологического и социального в развитии человека и общества действительно имеет место. Все понимают, что человек как и человечество может развиваться только в единстве с природой, т.е. в рамках теории коэволюции. Эта теория была осмыслена и разработана замечательным русским ученым В.И. Вернадским еще в начале XX в. Именно он впервые научно обосновал тесную взаи­мообусловленность человека (человечества) и природы, прежде всего человека и биосферы. Но главное заключается в том, в какой мере и до какого пре­дела признаются влияние биологического на социальное. Биология, гены определяют поведение человека, он не может вырваться за пределы своей биологической природы, даже если бы очень за­хотел. Есть и эволюционная связь человека с животным, и опреде­ленные аналогии между их поведением. Таким образом, сущест­вуют биологические основы социальности человека. Однако объяснять развитие и поведение человека преимущест­венно рамках биологии, как это делают представители социобиологии, было бы неверно. Младенец, попавший в условия существования живот­ных, даже если и выживает физически при благоприятных обстоятельствах, однако не станет человеком, во всяком случае полноцен­ным членом общества. Для этого индивиду нужно пройти определенный период со­циализации. Нельзя не присоединиться к мнению о том, что «ребе­нок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в обще­нии с людьми». Другими словами, вне социальных условий одна природа еще не делает человека человеком. Другой аспект влияния социального на биологическое в че­ловеке состоит в том, что биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме. Природно-биологическая сто­рона существования человека обрастает и «очеловечивается» социокультурными факторами: удовлетворение та­ких сугубо биологических потребностей, как продолжение рода, еда, питье и т.д. Правда, следует отметить, что «очеловечивание» при­роды на практике не всегда означает ее улучшение, облагораживание. Порой индивид неадекватными действиями и поведением мо­жет наносить ущерб собственной природе, здоровью. Все общество способно пагубно влиять на свою природную среду. Подобное влияние сегодня налицо и представляет собой важ­нейшую экологическую проблему, решение которой связано и с физиче­ским выживанием, и с развитием человека. Таким образом, при рассмотрении роли биологических и соци­альных факторов в развитии человека следует избегать крайностей как панбиологизма, так и пансоциологизма. В первом случае чело­век низводится до уровня животного, во втором предстает как tabula rasa (чистая доска), на которой среда пишет его развитие.

Дата добавления: 2000-01-01 00:00:00
Просмотров: 3523
Категория: Философия


Рекомендуется посмотреть

Практика как основа и цель познания Философский смысл проблемы бытия. Структурные уровни материи
Религиозное сознание. Категории «метафизическое отрицание» и «диалектическое отрицание». Скачок. Формы скачков.


Наш Youtube-канал
База репетиторов
Проходные баллы в институтах Узбекистана
Список вузов Узбекистана
Решение домашней работы

Онлайн тестирование

Английский язык Русский язык
Математика Физика
Биология География
История

База знаний по предметам

Физика Математика
Информатика Литература
Английский язык Окружающий нас мир
Русский язык Химия
История География
Философия Астрономия
Медицина Обществознание
ОБЖ Черчение
Биология Чтение
Экономика Экология

Вход на сайт

Популярные записи

Школьные учебники для 7 класс ... (76152)
Школьные учебники для 5 класс ... (70466)
Русский язык 2018 ... (64785)
Школьные учебники для 6 класс ... (63676)
Школьные учебники для 11 клас ... (60416)
Идеи, выдвинутые в книге През ... (59142)
Математика 2018 ... (51953)
Пять принципов «Узбекской мод ... (45839)
Биология 2018 ... (32909)
Неопозитивизм и его представи ... (32556)

Популярные книги

Математика 5 класс - Узбекист ... (118695)
Математика 6 класс - Узбекист ... (117783)
Математика 4 класс - Узбекист ... (103471)
История Древнего Мира 6 класс ... (102524)
Русский язык 5 класс - Узбеки ... (96086)
Алгебра 7 класс - Узбекистан, ... (80570)
История Узбекистана 7 класс - ... (77060)
Алгебра 8 класс - Узбекистан, ... (74614)
Человек и его здоровье 8 клас ... (71069)
История 5 класс - Узбекистан, ... (71063)



"Test-Uz.Ru" © 2014-2021. Информационный портал для школ, лицеев, колледжей и ВУЗов

О сайте
Обратная связь