Социобиология о сущности человека

Развитие человека во многом обусловлено биологически, не следует абсолютизировать это влияние. Эту точку зрения разделяет такое современное течение, как социобиология. Возникновение социобиологии связано с выходом в 1975 г. книги американского энтомолога Э. О. Уилсона «Социобиология: новый синтез». В рамках этой концепции ставится задача по-новому подойти к проблемам морали, свободы, агрессии, альтру­изма, эгоизма и других человеческих качеств. Важнейшее место в работе американца отводится анализу возможностей и границ применения аналогий между поведением животных и человека. Первостепенное внима­ние уделяется принципам и по­нятиям дарвинизма, в том числе и естественному отбору. Исполь­зуется широкая трактовка выводов, полученных при изучении животных, на поведение человека. «С точки зрения методологии, наблюдается биологический и молекулярно-генетический редукцио­низм: антропология сводится к биологии, а последняя — к моле­кулярной генетике». По мнению социобиологов, принципиальные изменения в представлении о природе человека должна внести теория генно-культурной коэволюции, которая утверждает, что процессы органической (генной) и культурной эволюции человека происходят совместно. Гены и культура в этой эволюции неразрывно связаны между собой, но ведущая роль все же отводится генам, т.к. именно они оказываются конечными причинами многих человеческих по­ступков. Поэтому человек изначально является объ­ектом биологического знания. Уилсон определяет задачу социобиоло­гии как «изучение биологических основ всех форм социального пове­дения у всех животных, включая человека». Главные положения его теории сводятся к тому, что у человека не может быть «трансценден­тальных» целей, высших идей, возникших вне его биологической природы. Оценивая концепцию социобиологов, нельзя отрицать продук­тивность теории коэволюции. Но сразу же следует отмежеваться от неоднозначной трактовки представителей со­временного социал-дарвинизма, расизма и евгеники. Коэволюция как взаимодействие биологического и социального в развитии человека и общества действительно имеет место. Все понимают, что человек как и человечество может развиваться только в единстве с природой, т.е. в рамках теории коэволюции. Эта теория была осмыслена и разработана замечательным русским ученым В.И. Вернадским еще в начале XX в. Именно он впервые научно обосновал тесную взаи­мообусловленность человека (человечества) и природы, прежде всего человека и биосферы. Но главное заключается в том, в какой мере и до какого пре­дела признаются влияние биологического на социальное. Биология, гены определяют поведение человека, он не может вырваться за пределы своей биологической природы, даже если бы очень за­хотел. Есть и эволюционная связь человека с животным, и опреде­ленные аналогии между их поведением. Таким образом, сущест­вуют биологические основы социальности человека. Однако объяснять развитие и поведение человека преимущест­венно рамках биологии, как это делают представители социобиологии, было бы неверно. Младенец, попавший в условия существования живот­ных, даже если и выживает физически при благоприятных обстоятельствах, однако не станет человеком, во всяком случае полноцен­ным членом общества. Для этого индивиду нужно пройти определенный период со­циализации. Нельзя не присоединиться к мнению о том, что «ребе­нок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в обще­нии с людьми». Другими словами, вне социальных условий одна природа еще не делает человека человеком. Другой аспект влияния социального на биологическое в че­ловеке состоит в том, что биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме. Природно-биологическая сто­рона существования человека обрастает и «очеловечивается» социокультурными факторами: удовлетворение та­ких сугубо биологических потребностей, как продолжение рода, еда, питье и т.д. Правда, следует отметить, что «очеловечивание» при­роды на практике не всегда означает ее улучшение, облагораживание. Порой индивид неадекватными действиями и поведением мо­жет наносить ущерб собственной природе, здоровью. Все общество способно пагубно влиять на свою природную среду. Подобное влияние сегодня налицо и представляет собой важ­нейшую экологическую проблему, решение которой связано и с физиче­ским выживанием, и с развитием человека. Таким образом, при рассмотрении роли биологических и соци­альных факторов в развитии человека следует избегать крайностей как панбиологизма, так и пансоциологизма. В первом случае чело­век низводится до уровня животного, во втором предстает как tabula rasa (чистая доска), на которой среда пишет его развитие.

Категория: Философия

"Test-Uz.Ru" © 2014-2024. Информационный портал для школьников, абитуриентов, студентов и учителей

О сайте | Обратная связь