Биологизаторские концепции человека

В ходе дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке высказывается широкий спектр мнений, заключенных между двумя полюсами: концепциями человека, которые принято называть биологизаторскими, или натуралистическими, сторонни¬ки которых абсолютизируют роль естественных, биологических начал в человеке, и социологизаторскими концепциями, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение. Конечно, в законченном виде такие полярные точки зрения высказываются нечасто, однако многие трактовки человека при рассмотрении соотношения в нем биологического и социального тяготеют к одному из этих полюсов. К биологизаторским концепциям относится расизм, который, как уже говорилось, исходит из того, что в главном, существенном, природа человека определяется его расовой принадлежностью. Подобно расизму, дискредитировало себя другое биологизаторское течение — социал-дарвинизм, довольно влиятельный в конце прошлого и начале нынешнего века. Его сторонники пытались объяснить явления общественной жизни (такие, например, как борьба классов), опираясь на учение Дарвина о естественном отбо¬ре и эволюции (так, они делали вывод о том, что представители высших классов занимают ведущее место в обществе, поскольку наиболее высоко развиты). Поучительно проследить истоки этой концепции. В свое время английский священник и экономист Т. Мальтус выдвинул тезис о том, что общественная жизнь является ареной борьбы за суще¬ствование между отдельными индивидами и что успеха в этой борьбе должны добиваться наиболее приспособленные. Ч. Дарвин впоследствии применил идею борьбы за существование в своем эволюционном учении, понимая ее, как он сам писал, «в широ¬ком и метафорическом смысле». При этом Дарвин наполнил эту идею конкретным биологическим содержанием. Затем, однако, из биологии эта идея была вновь перенесена на общественную жизнь, причем ее использование теперь освящалось авторитетом естественной науки. Утверждалось, что коль закон борьбы за суще-ствование действует в мире природы, то ему должна подчиняться и жизнь общества. В действительности же не только борьба классов, но и экономическая конкуренция зиждутся на иных — социально-экономических — основаниях и развиваются совершен¬но иными путями, чем внутри- и межвидовая борьба в мире живого. Подобный — с логической точки зрения некорректный — прием вообще довольно широко используется в биологизаторских концепциях. Так, несколько десятилетий назад в западной лите-ратуре со ссылками на этологию (науку о поведении живот¬ных) много писалось о том, что человеку свойственны врожден¬ные инстинкты агрессивности, которые он унаследовал будто бы от своих животных предков. Но как возникло само представление об агрессивности животных? Этологи, наблюдая за их поведением, должны были как-то выделять и классифицировать различные повторяющиеся формы этого поведения. Для их наименования часто используются слова, заимствуемые из языка повседневной жизни. В новом контексте эти слова, конечно же, обретают и новый смысл. Именно так обстояло дело со словами «агрессия», «агрессивность» при обозначении форм поведения животных. За¬тем, однако, снова был осуществлен незаконный перенос значе¬ний терминов, описывающих одну сферу действительности, на другою сферу, и утверждения о «врожденной» агрессивности людей получали, таким образом, видимость естественнонаучного обоснования.

Дата добавления: 2000-01-01 00:00:00
Просмотров: 10090
Категория: Философия


Рекомендуется посмотреть

Философская антропология Понятия «изменение», «движение», «развитие». Религиозно-философская концепция человека
Современные представления о строении материи. Принцип связи. Классификация связей. Категории диалектики «содержание» и «форма».


Наш Youtube-канал
База репетиторов
Проходные баллы в институтах Узбекистана
Решение домашней работы

Онлайн тестирование

Английский язык Русский язык
Математика Физика
Биология География
История

База знаний по предметам

Физика Математика
Информатика Литература
Английский язык Окружающий нас мир
Русский язык Химия
История География
Философия Астрономия
Медицина Обществознание
ОБЖ Черчение
Биология Чтение
Экономика Экология

Вход на сайт

Популярные записи

Русский язык 2018 ... (60567)
Идеи, выдвинутые в книге През ... (57190)
Школьные учебники для 5 класс ... (55070)
Школьные учебники для 7 класс ... (53224)
Школьные учебники для 11 клас ... (49750)
Математика 2018 ... (47540)
Школьные учебники для 6 класс ... (44431)
Пять принципов «Узбекской мод ... (42979)
Биология 2018 ... (30082)
Неопозитивизм и его представи ... (29953)

Популярные книги

Математика 5 класс - Узбекист ... (90314)
Математика 6 класс - Узбекист ... (86514)
Математика 4 класс - Узбекист ... (85398)
История Древнего Мира 6 класс ... (82771)
Русский язык 5 класс - Узбеки ... (78107)
История Узбекистана 7 класс - ... (62588)
История 5 класс - Узбекистан, ... (60944)
Алгебра 8 класс - Узбекистан, ... (60420)
Алгебра 7 класс - Узбекистан, ... (58181)
Человек и его здоровье 8 клас ... (58090)



"Test-Uz.Ru" © 2014-2021. Информационный портал для школ, лицеев, колледжей и ВУЗов

О сайте
Обратная связь