Интуитивизм и его представители.

Интуитиви?зм — направление в философии, признающее в интуиции наиболее достоверное средство познания, и отвергающее формализацию акта познания в других философских направлениях. Интуитивизм возникает на рубеже XIX—XX вв. и противопоставляет себя позитивистскому пониманию научного знания и ограничению человеческого опыта исключительно сферой чувственного восприятия. Разл. представителями И. интуиция понимается по-разному, но можно выделить две основные «линии» в ее понимании: «линия Вергсона», «линия Гуссерля». Если для Гуссерля, стремящегося сочетать интуицию с интеллектуальным познанием, она выступает как прямое созерцание общего — смыслов, а не фактов (в их уникальности), то для Бергсона она связана именно с непосредственным созерцанием уникального, индивидуального. Если «линия Бергсона» в понимании интуиции представляет собой разновидность филос. иррационализма, то «линию Гуссерля» вряд ли можно столь же однозначно относить к последнему. Бергсон, как и нек-рые представители философии жизни (Клагес и др.), сближает интуицию с инстинктом, дающим непосредств. знание предмета, действующим всегда так, как если бы он «знал» все возможные результаты своего действия, и поэтому, естественно, «выбирающим» наилучший его вариант. Интуиция, по Бергсону, — инстинкт, сделавшийся бескорыстным, такой вид интеллектуальной симпатии, к-рый дает возможность перенестись внутрь объекта для слияния с тем, что является уникальным в нем и, следовательно, невыразимым в понятиях. Одна из характерных черт И. — стремление обосновать полную независимость филос. знания от знания естеств.-науч.: если последнее по преимуществу дискурсивно, то первое интуитивно, утверждают интуитивисты. Подобного мнения придерживался еще Шопенгауэр, а Бергсон, в дополнение к этому, считал, что у каждого великого философа есть своя оригинальная интуиция. К «линии Гуссерля» в трактовке интуиции примыкают зап. философы Жильсон, Маритен, М. Шелер и др., из рус. философов — Лосский Н. О., Франк, Е. Трубецкой и др. Наиб. яркие представители рус. И. — Лосский и Франк. И. в ред. Лосского, основан на убеждении, что «все имманентно всему», из к-рого следует непосредств. данность мира человеку в опыте. Как считает Лосский, центр. познават. способность человека — не мышление, а восприятие, в к-ром познаваемое дается ему полностью и абсолютно. Всякое знание (в т. ч. любое умозаключение) интуитивно, все суждения синтетичны, все истины абсолютны (разумеется, лишь в том случае, если то, чем мы располагаем, действительно является знанием). С т. зр. Лосского, знание — не постижение действительности, а сама действительность, к-рая должна быть определена как знание-бытие. Франк разделяет и тезис Лосского о том, что «все имманентно всему», и его убеждение состоит в том, что гл. источник познания — интуиция, представляющая собой прямое видение-переживание реальности.

Категория: Философия

Поиск

Абитуриентам

ЦТ, Беларусь

Сборники тестов, Узбекистан
DTM варианты
Онлайн ДТМ тестирование

Решебники

Физика
Математика

Онлайн тестирование

Английский язык Английский язык
Русский язык Русский язык
Математика Математика
Биология Биология
География География
История История

База знаний по предметам

Физика Физика
Математика Математика
Информатика Информатика
Литература Литература
Английский язык Английский язык
Русский язык Русский язык
Химия Химия
История История
География География
Биология Биология

Все разделы

"Test-Uz.Ru" © 2014-2024. Информационный портал для школьников, абитуриентов, студентов и учителей

О сайте | Обратная связь