Сенсуализм и рационализм.

Сенсуализм и рационализм - две крайности в оценке соотношения чувственного и рационального отражения в процессе познания. Сенсуализм (от лат. sensu - чувство) (Д.Локк, Кондильяк и др.) абсолютизирует роль чувственного отражения, отстаивая тезис: нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах. Сильная сторона сенсуализма о подчеркивании роли чувственного познания как важнейшего источника первичной информации. Слабая - в переоценке чувственного знания, в попытке свести весь процесс познания к различным комбинациям чувственных данных, принизить и свести на нет роль мышления. В итоге сенсуализм всегда пасовал перед вопросом о природе общих понятий, перед математическими истинами и т.д. Сенсуализм (франц. sensualisme, от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение), направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой познания. В противоположность рационализму С. стремится вывести всё содержание познания из деятельности органов чувств. Слабости сенсуализма активно использовал рационализм ( от лат. ratio - разум) (Р.Декарт, Б.Спиноза, Лейбниц), принижавший в свою очередь роль чувственного знания и отводивший решающее место разуму, оторванному от чувственного отражения. Если сенсуализм в своей односторонности останавливает познание на полпути, на чисто опытных данных, то рационализм отрывает разум от его питательной почвы, от эмпирических фактов и тем лишает познание той базы, на которой единственно может строиться успешная работа познающего мир разума. Таким образом, лишь в единстве чувственного отражения и рационального познания, эмпирического и теоретического познания - реальный путь к постижению истины. Рационализм (франц. rationalisme, от лат. rationalis — разумный, ratio — разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Р. противостоит как фидеизму и иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму). Термин «Р.» используется для обозначения и характеристики философских концепций с 19 в. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии: например, ещё Парменид,различавший знание «по истине» (полученное посредством разума) и знание «по мнению» (достигнутое в результате чувственного восприятия), усматривал в разуме критерий истины.

Дата добавления: 2000-01-01 00:00:00
Просмотров: 8932
Категория: Философия


Рекомендуется посмотреть

Психоаналитическая философия и её представители Прогресс и регресс в развитии. Критерии истины.
Общественная психология и идеология Концепция культуры Шпенглера Категории диалектики «сущность» и «явление».


Наш Youtube-канал
База репетиторов
Проходные баллы в институтах Узбекистана
Решение домашней работы

Онлайн тестирование

Английский язык Русский язык
Математика Физика
Биология География
История

База знаний по предметам

Физика Математика
Информатика Литература
Английский язык Окружающий нас мир
Русский язык Химия
История География
Философия Астрономия
Медицина Обществознание
ОБЖ Черчение
Биология Чтение
Экономика Экология

Вход на сайт

Популярные записи

Русский язык 2018 ... (58894)
Идеи, выдвинутые в книге През ... (55934)
Школьные учебники для 5 класс ... (50923)
Школьные учебники для 7 класс ... (48060)
Математика 2018 ... (46014)
Школьные учебники для 11 клас ... (45905)
Пять принципов «Узбекской мод ... (41023)
Школьные учебники для 6 класс ... (39532)
Биология 2018 ... (28672)
Неопозитивизм и его представи ... (27996)

Популярные книги

Математика 5 класс - Узбекист ... (83898)
Математика 4 класс - Узбекист ... (81384)
Математика 6 класс - Узбекист ... (81075)
Русский язык 5 класс - Узбеки ... (73896)
История Древнего Мира 6 класс ... (68052)
История Узбекистана 7 класс - ... (57545)
История 5 класс - Узбекистан, ... (57170)
Алгебра 8 класс - Узбекистан, ... (56700)
Человек и его здоровье 8 клас ... (54353)
Алгебра 7 класс - Узбекистан, ... (53973)



"Test-Uz.Ru" © 2014-2021. Информационный портал для школ, лицеев, колледжей и ВУЗов

О сайте
Обратная связь