Синергетика как методология.

Науки о жизни и о человеке в современном образовании играют системообразующую роль, являясь фундаментом как научного мировоззрения, так и обыденного, практического восприятия жизни. Поэтому важно построить общую фундаментальную часть вузовского образования таким образом, чтобы гуманитарное и естественнонаучное знание складывались в единую картину. Объединяющим звеном и должны быть те модели, которые разработаны современными науками о живом: историческое развитие биосферы и ноосферы, индивидуальное развитие организмов, динамика развития человечества и цивилизации, взаимодействие природы и общества, биосферы и Космоса. Наконец, те модели, которые помогают осмыслить социальную эволюцию, а также развитие и здоровье личности человека с позиций современной динамической теории систем. Методологическую основу рассмотрения всех этих разноуровневых нелинейных процессов и взаимодействий дает синергетика (Г.Хакен) - общая теория системного анализа совместного кооперативного действия разнообразных процессов становления в природе. История открытия и быстрого распространения основных закономерностей и понятий синергетики в самые различные области знания неразрывно связана с необходимостью адекватного описания самоорганизации и усложнения неравновесных открытых живых систем. (И.Пригожин). Синергетический подход дает возможность сравнить динамические характеристики фундаментальных явлений природы - онтогенеза и филогенеза, протекающих в различных временных и пространственных масштабах. Такой подход позволяет обнаружить в этих процессах ряд важнейших общих черт, соответствующих синергетическим "принципам становления", из которых В.Г.Буданов главными считает нелинейность, неустойчивость, незамкнутость, динамическую иерархичность и эмерджентность, наблюдаемость. Синергетика предоставляет полезную основу современной естественнонаучной картины мира.

Категория: Философия

"Test-Uz.Ru" © 2014-2024. Информационный портал для школьников, абитуриентов, студентов и учителей

О сайте | Обратная связь