Реформы в судебно-правовой сфере, права и обязанности граждан.

В национальной системе защиты прав и свобод граждан слабое место отведено институту судебной защиты. Именно поэтому реформирование судебно-правовой системы в нашей республике изначально стало приоритетным направлением общественно-политических, социально-экономических реформ.
Важным этапом реформированием судебной системы стало принятие в 2000 году новой редакции Закона «О судах».

  • Суть нового Закона «О судах» состоит в следующем.
  • Во-первых, созданы эффективные механизмы реализации конституционного принципа разделения властей и независимости суда как полноценной самостоятельной ветви власти. Из функции Министерства юстиции исключены полномочия внесения представлений на должность судей, приостановления и досрочного прекращения их полномочий. Эти функции переданы Высшей квалификационной комиссии по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан.
  • Во-вторых, законодательно закреплена специализация судов общей юрисдикции, определен механизм образования самостоятельных судов по гражданским и уголовным делам, осуществлена специализация судей.
  • В-третьих, задачи материально-технического и финансового обеспечения деятельности судов возложены на специально уполномоченный самостоятельный орган - Судебный департамент при Министерстве юстиции, который должен действовать при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону.
  • В-четвертых, в отличие от прежнего Закона «О судах» новым Законом создан эффективный и демократический механизм подбора и расстановки судейских кадров. В соответствии с новым Законом «О судах» внесены изменения в уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное законодательство.

Введён апелляционный порядок рассмотрения дел. Реформирована кассационная инстанция. Наряду с судебной системой глубокие реформы происходят в системе Министерства внутренних дел, других правоохранительных органов, обеспечивающих законность и правопорядок в обществе. Правовая доктрина основана на демократических принципах. В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, прежде всего, обеспечивается приоритет прав человека. Внесены изменения и дополнения в уголовный, уголовно-процессуальные кодексы и кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с либерализацией наказаний. Уменьшен перечень преступлений, относимых к особо тяжким и тяжким видам, внесены альтернативные виды наказания за совершенные преступления, не связанные с лишением свободы, впервые введен в отечественную правопримирительную практику институт примирения сторон. Также ограниченно наказание, как лишение свободы в отношении лиц, совершивших экономические преступления, при условии возмещения виновными лицами причиненного имущественного вреда, а из системы наказаний исключен такой его вид, как конфискация имущества, применяемая ранее в качестве дополнительного наказания. С первого января 2008 года введен судебный порядок заключения под стражу. С этого же года в Республике отменена смертная казнь. Исключительной мерой наказания становится пожизненное заключение. Сокращен перечень уголовных статей, по которым принимается исключительная мера наказания «пожизненное заключение». Гражданам предоставлено право выбора способов защиты. Принят Закон «Об адвокатуре». На стражу закона призвана прокуратура. В новой редакции принят Закон «О прокуратуре». В этом Законе вводится ряд ограничений полномочий прокуроров. Из числа объектов прокурорского надзора исключены граждане. В демократическом обществе объектом прокурорского надзора являются не отдельные граждане, а то, как соблюдается их законные интересы и права. Исключены полномочия прокуроров по даче обязательных для исполнения предписаний. Прокуроры городов и районов лишены права на продление сроков следствия и содержания под стражей. Это право предоставлено только прокурорам областей, Генеральному прокурору и его заместителям. Прокуроры лишены права выдачи санкций на заключение под стражу. В результате проведения судебно-правовой реформы они превратились из карающей в защищающую законные интересы и права граждан.

  • Каковы же по Конституции Республики Узбекистан экономические и социальные права граждан.
  • Каждый имеет право на собственность.
  • Тайна банковских вкладов и право наследия гарантируется законом.
  • Каждый имеет право на труд, на свободный выбор работы.
  • Работающие по найму имеют право на оплачиваемый отпуск.
  • Каждый имеет право на социальное обеспечение в старости, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца.
  • Каждый имеет право на квалифицированное медицинское обслуживание.
  • Каждый имеет право на образование.
  • Каждому гарантируется свобода научного и технического творчества, право на пользование достижениями культуры.

Прав без обязанностей не существует. Все граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы, уважать права, свободы, честь и достоинство других людей. Граждане обязаны беречь историческое, духовное и культурное наследие народа Узбекистана; бережно относиться к окружающей среде; платить установленные законом налоги и местные сборы. Защита Республики Узбекистан – долг каждого гражданина. Граждане обязаны нести военную или альтернативную службу в порядке, установленном законом.

Категория: Лекции по демократии

"Test-Uz.Ru" © 2014-2024. Информационный портал для школьников, абитуриентов, студентов и учителей

О сайте | Обратная связь