Роль и значение негосударственных некоммерческих организаций в процессе построения демократического общества в Узбекистане.

Согласно с Законом «О негосударственных некоммерческих организациях» под негосударственной некоммерческой организацией понимается самоуправляемая организация, созданная на добровольной основе физическими и (или) юридическими лицами, не преследующая извлечение дохода (прибыли) в качестве основной своей деятельности и не распределяющая полученные доходы (прибыль) между ее участниками (членами). Негосударственные некоммерческие организации создаются для защиты законных прав и законных интересов физических и юридических лиц, других демократических ценностей, достижения социальных, культурных и образовательных целей, удовлетворения духовных и иных материальных потребностей, осуществления благотворительной деятельности, и в иных общественно полезных целях.


На сегодняшний день в Узбекистане насчитывается более трех тысяч ННО. В Узбекистане к категории неправительственных некоммерческих организаций можно отнести следующие, различающиеся между собой по задачам и функциям, массовости участников и материально-техническим возможностям организации: общественные объединения; общественные фонды; ассоциации; органы самоуправления.

  • Согласно общепризнанной классификации, негосударственные некоммерческие организации в Узбекистане включают следующие группы:
  • первая группа – общенациональные структуры, специализирующиеся на обслуживании социальных интересов конкретных крупных категорий населения (фонд «Махалля», Комитет женщин, общественное движение молодежи «Камолот», фонд ветеранов «Нуроний» и др.);
  • вторая – специализированные национально-международные фонды экологии, культуры и здоровья (фонд «Экосан», фонд «Олтин мерос», фонд «Соглом авлод учун», фонд поддержки талантливой молодежи для обучения за рубежом «Умид», фонд демократизации СМИ, фонд спасения Арала и др.);
  • третья – общественные учреждения по профессиональным интересам, наиболее видным из которых являются центр «Ижтимоий фикр», общественный центр «Манъавият ва маърифат», международный центр переподготовки журналистов и др.;
  • четвертая – общенациональные благотворительные общества, фонды (детский фонд, фонд поддержки одаренной молодежи «Улугбек», Республиканский фонд «Устоз», Республиканский студенческий фонд и др.);
  • пятая – правозащитные неправительственные организации (ассоциация судей Узбекистана, ассоциация адвокатов Узбекистана, ассоциация банков Узбекистана, общественное объединение женщин юристов Узбекистана и др.);
  • шестая – национальные общественные организации творческой интеллигенции (союз писателей, союз композиторов, союз художников, союз журналистов и др.);
  • седьмая – национальные культурные центры, объединяющие представителей национальных общин, проживающих в Узбекистане – в целях возрождения культуры, духовности, обычаев и традиций, а также общества дружбы с зарубежными странами;
  • восьмая группа – объединения по социально значимому и творческому интересу на местах (объединение воинов-ветеранов, добровольное общество автолюбителей, общество изобретателей и рационализаторов, клубы туристов и самодеятельной песни и др.).

В деятельности ННО наблюдается двоякая противоречивая тенденция: с одной стороны, в общественных объединениях, созданных при помощи государства, руководство осуществляется кадрами старшего поколения – как правило, малоинициативными и не без стереотипов прежнего мышления, а, с другой стороны, в общественных объединениях, созданных стихийно, лидерами являются лица, не прошедшие школу работы с массами, не имеющие соответствующих навыков и опыта повседневной жизни, как показывает опыт, профессионализация деятельности ННО существенно увеличивает жизнеспособность организаций в целом, позволяет улучшать их организационную структуру, обеспечивать финансовую стабильность, использовать дополнительные возможности, получать поддержку широкой общественности. Это в свою очередь открывает новые возможности для развития социального партнерства, совершенствования механизма взаимодействия ННО с органами государственной власти и местного самоуправления. Не меньшей проблемой является недостаточная квалификация государственных служащих, в обязанности которых входит практическое взаимодействие с ННО.


В развитых странах получила значительное распространение практика приглашения руководителей ННО на работу в государственные структуры. Таким образом, ННО становится не только кадровым ресурсом общества, но и кадровым резервом государства. ННО являются связующим звеном треугольника «человек-государство-общество».

Категория: Лекции по демократии

"Test-Uz.Ru" © 2014-2024. Информационный портал для школьников, абитуриентов, студентов и учителей

О сайте | Обратная связь