Демократия и поэтапная передача властных полномочий негосударственным и общественным организациям, органам самоуправления граждан.

Демократия представляет собой достаточно сложное, развивающееся явление. Она не остаётся неизменной, она постоянно обогащается новыми элементами, приобретает новые свойства, качества. Демократия основывается на полноте власти народа. Для демократии должна быть обязательной сменяемость правительства, чтобы правительство формировалось в результате выборов. Демократия прямо связанная конституционализмом, верховенством закона в обществе. В обществе господствует закон, перед которым все равны и которому подчиняются все люди и все власти. При демократии имеет место рассредоточение власти.

Построение гражданского общества предполагает последовательную, постепенную передачу ряда полномочных функций от государства местным органам власти, общественным структурам и органам самоуправления граждан. За государством должны остаться защита конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности республики, обеспечение правопорядка и обороноспособности страны, защита прав и свобод человека, прав собственника и свободы экономической деятельности, проведение эффективной внешней политики.

На государственном уровне должны решаться вопросы стратегического порядка, принятия решений по важнейшим политическим и хозяйственным вопросам, денежному и валютному обращению созданию рамочных правовых условий деятельности хозяйствующих субъектов, вопросы экологии развития общереспубликанских транспортных и инженерных коммуникаций, создания новых структуроопределяющих производств. Все остальные функции, и, прежде всего, вопросы реализации рыночных реформ, стимулирование предпринимательства, развития частной собственности, занятости населения, насыщения потребительского рынка, развития социальной инфраструктуры, повышения материального благосостояния людей и сильной социальной защиты населения должны решаться местными органами власти и органами самоуправления граждан. Именно на этой базе можно создать прочные основы гражданского общества. В законодательном плане местные органы власти и органы самоуправления граждан такими полномочиями уже наделены. Необходимо, как подчеркивает И.А. Каримов, чтобы местные органы власти и органы самоуправления граждан располагали достаточными финансовыми ресурсами для решения поставленной задачи. Для этого необходимо постоянно расширять источники формирования их доходов. В республике источниками местных бюджетов являются не только местные налоги и сборы, предусмотренные налоговым законодательством, но и значительная часть государственных налогов. На долю местных бюджетов приходится свыше 62% всех доходов государственного бюджета, и что особенно важно, свыше 58% всех бюджетных ассигнований осуществляется через местные бюджеты. В укреплении ресурсов органов самоуправления граждан следует рассчитывать не только на значительные бюджетные средства, идущие на социальную защиту населения через эти органы, но и за счет активного развития предприятий и объектов сферы обслуживания. Расширение функций местных органов власти и органов самоуправления граждан, постепенная передача им части государственных полномочий, расширение прав и роли негосударственных, общественных структур в более полном выражении и защите профессиональных и социальных структур населения – в этом конкретно проявляется суть нашей концепции политического устройства: «От сильного государства – к сильному гражданскому обществу». Именно такой подход создаёт возможность широкого участия самих граждан в управлении и организации своей жизни и жизни всего общества, что полностью соответствует принципам гражданского общества.

В 1993 году был принят Закон «Об органах самоуправления граждан». Он предусматривает деятельность органов самоуправления, создание Республиканского Совета аксакалов, а также областных, районных, городских координационных советов по делам самоуправления граждан. В 1994 году органам самоуправления граждан были переданы полномочия по социальной помощи малообеспеченным семьям из средств государственного и местных бюджетов. С 1997 года им поручено распределять государственные пособия нуждающимся семьям, имеющим детей до 16 лет, а с 1999 г. – пособия для ухода за ребенком до достижения им двух лет, обеспечивать продуктами питания нуждающихся пенсионеров.

В Конституции (глава XXI – «Основы государственной власти на местах») определяются роль органов самоуправления, их деятельность порядок выборов, объем полномочий: «Органами самоуправления в поселках, кишлаках и аулах, а также в махаллях городов, поселков, кишлаков и аулов являются сходы граждан, избирающие на 2,5 года председателя (аксакала) и его советников».

Категория: Лекции по демократии

"Test-Uz.Ru" © 2014-2024. Информационный портал для школьников, абитуриентов, студентов и учителей

О сайте | Обратная связь