Демократия как общечеловеческая цивилизация.

Современные политические взгляды на демократию значительно отличаются от существовавших в прошлом классических концепций. Из внутриполитического процесса она постепенно превращается в международно-политический. Демократия становится одним из необходимых условий эффективного управления процессами глобализации и обеспечения международной безопасности.   

Директор Шведского международного института исследований проблем мира заметил, что повышение эффективности международного управления требует дальнейшего развития гражданского общества, внутренней демократизации, растущего участия граждан в управлении правового государства и ответственности управляющих. Представление о международном измерении демократии связано, прежде всего, с тем, что сегодня главную угрозу безопасности мирового сообщества представляют слабость государств, обусловленная нехваткой демократических структур и неспособность справиться с такими явлениями, как организованная преступность, международный и внутренний терроризм, коррупция, отсутствие политических свобод, нарушения прав человека, религиозные и этнические конфликты и агрессивный национализм.

Поэтому демократию в ХХI веке следует рассматривать не только как форму правления, но и как путь к мирному сосуществованию народов. На западе широко распространено мнение, что демократии не воюют друг с другом.

При всей его идеалистичности оно отражает фундаментальную истину: демократия является общечеловеческой ценностью, идеалом государственного и общественного устройства, одним из основных условий создания не только стабильной и благополучной национальной социально-политической системы, но и справедливого международного порядка. Такое представление об универсальной ценности и важности демократической организации национальной жизни и международных отношений всё более укореняется в мире. Не случайно с конца 1980 годов начала усиливаться, расширяться практика и приобрела большое значение направления групп международных наблюдателей в страны, в которых проходят выборы, с целью проследить, как соблюдаются основные критерии демократического процесса. Более того, к концу 1990 годам стало общепризнанным считать выборы честными и открытыми, только, если это подтверждают международные наблюдатели.

Такая демократическая волна во многом в связи с подписанием в 1975 году в Хельсинки 35 государствами Заключительного акта СБСЕ, на котором вырос так называемый Хельсинкский процесс. В развитии этого процесса государства-участники СБСЕ (позже ОБСЕ) приняли ряд документов, которые придали международную легитимность демократии, правам и свободам человека, а также международному мониторингу этих прав и свобод в отдельных странах. Впоследствии, к 1990 годам, в рамках так называемой – Третьей корзины СБСЕ/ОБСЕ была конституционализирована конференция по человеческому измерению, которая приняла всеобщий документ, защищающий власть закона, демократию, политический плюрализм, право создания партий, свободные и справедливые выборы и т.д. Ещё одним важным фактором значительной международной актуализации демократии в последние десятилетия ХХ века стала политика США по поддержке прав человека во всем мире. Заслуживает опыт региональной интеграции европейских государств. С момента создания первых институтов Европейского Союза вопросы демократического устройства и обеспечения прав человека, вступление в него новых государств, особенно средиземноморского региона, обусловило, усиление в них демократических преобразований.

С момента обретения независимости Узбекистан встал на путь демократического развития. Нынешний этап развития нашей страны характеризуется относительной завершенностью построения основ демократического общества.

Категория: Лекции по демократии

"Test-Uz.Ru" © 2014-2024. Информационный портал для школьников, абитуриентов, студентов и учителей

О сайте | Обратная связь