Современные политические взгляды на демократию значительно отличаются от существовавших в прошлом классических концепций. Из внутриполитического процесса она постепенно превращается в международно-политический. Демократия становится одним из необходимых условий эффективного управления процессами глобализации и обеспечения международной безопасности.
Директор Шведского международного института исследований проблем мира заметил, что повышение эффективности международного управления требует дальнейшего развития гражданского общества, внутренней демократизации, растущего участия граждан в управлении правового государства и ответственности управляющих. Представление о международном измерении демократии связано, прежде всего, с тем, что сегодня главную угрозу безопасности мирового сообщества представляют слабость государств, обусловленная нехваткой демократических структур и неспособность справиться с такими явлениями, как организованная преступность, международный и внутренний терроризм, коррупция, отсутствие политических свобод, нарушения прав человека, религиозные и этнические конфликты и агрессивный национализм.
Поэтому демократию в ХХI веке следует рассматривать не только как форму правления, но и как путь к мирному сосуществованию народов. На западе широко распространено мнение, что демократии не воюют друг с другом.
При всей его идеалистичности оно отражает фундаментальную истину: демократия является общечеловеческой ценностью, идеалом государственного и общественного устройства, одним из основных условий создания не только стабильной и благополучной национальной социально-политической системы, но и справедливого международного порядка. Такое представление об универсальной ценности и важности демократической организации национальной жизни и международных отношений всё более укореняется в мире. Не случайно с конца 1980 годов начала усиливаться, расширяться практика и приобрела большое значение направления групп международных наблюдателей в страны, в которых проходят выборы, с целью проследить, как соблюдаются основные критерии демократического процесса. Более того, к концу 1990 годам стало общепризнанным считать выборы честными и открытыми, только, если это подтверждают международные наблюдатели.
Такая демократическая волна во многом в связи с подписанием в 1975 году в Хельсинки 35 государствами Заключительного акта СБСЕ, на котором вырос так называемый Хельсинкский процесс. В развитии этого процесса государства-участники СБСЕ (позже ОБСЕ) приняли ряд документов, которые придали международную легитимность демократии, правам и свободам человека, а также международному мониторингу этих прав и свобод в отдельных странах. Впоследствии, к 1990 годам, в рамках так называемой – Третьей корзины СБСЕ/ОБСЕ была конституционализирована конференция по человеческому измерению, которая приняла всеобщий документ, защищающий власть закона, демократию, политический плюрализм, право создания партий, свободные и справедливые выборы и т.д. Ещё одним важным фактором значительной международной актуализации демократии в последние десятилетия ХХ века стала политика США по поддержке прав человека во всем мире. Заслуживает опыт региональной интеграции европейских государств. С момента создания первых институтов Европейского Союза вопросы демократического устройства и обеспечения прав человека, вступление в него новых государств, особенно средиземноморского региона, обусловило, усиление в них демократических преобразований.
С момента обретения независимости Узбекистан встал на путь демократического развития. Нынешний этап развития нашей страны характеризуется относительной завершенностью построения основ демократического общества.
Категория: Лекции по демократии |
Абитуриентам
Сборники тестов, Узбекистан
DTM варианты
Онлайн ДТМ тестирование
Решебники
Онлайн тестирование
Английский язык
Русский язык
Математика
Биология
География
История
База знаний по предметам
Физика
Математика
Информатика
Литература
Английский язык
Русский язык
Химия
История
География
Биология
"Test-Uz.Ru" © 2014-2024. Информационный портал для школьников, абитуриентов, студентов и учителей