За годы суверенного развития Узбекистана сформирована независимая национальная государственность. Связаны правовые основы свободного и суверенного государства. Приняты Конституция и целая система законов, определяющих цели и задачи демократического государства и гражданского общества.
Под Конституцией принято понимать Основной Закон государства, определяющий его социально-политическую и экономическую природу. Конституция – это микромодель общества, его юридический и правовой каркас, в рамках которого функционирует власть и весь государственный механизм, обеспечиваются и защищаются права и свободы граждан, предопределяются сферы общественного развития.
Основой Закон Республики Узбекистан – это важный этап независимого конституционного развития. Принятие Конституции, упрочение в стране демократического конституционного правового строя, цивилизованных, здоровых и разумных основ жизни граждан Узбекистана, воспитание уважения к Конституции, праву и закону, дружелюбия и общественной солидарности, материальное благополучие и духовное возрождение – вот составные части начавшегося в обновляющимся Узбекистане конституционного процесса.
Исходя из национальных интересов и стремлений, Конституция восприняла конституционный опыт, накопленный странами Востока и Запада.
Сущность Конституции раскрывается в системе ее основных принципов. Это принципы государственного суверенитета, народовластия, принцип приоритетности и независимости прав и свобод гражданина, взаимной ответственности государства и личности, принцип законности, разделения властей, местного самоуправления, судопроизводства и отправления правосудия и т.д. Приоритетным конституционным принципом организации государственной власти в республике является принцип государственного суверенитета. Суверенность государственной власти означает, с одной стороны, ее верховенство и независимость внутри страны, а с другой – верховенство и независимость этой власти во внешнеэкономической сфере. Красной нитью через всю Конституцию проходит независимость народовластия. Народовластие – это фактическая и юридическая принадлежность всей власти народу. «От имени народа Узбекистана могут выступать только избранные ими Олий Мажлис и Президент республики» ст. 10.
Впервые в конституционной практике Узбекистана за каждым гражданином республики признаются его естественные и неотъемлемые права.
Демократизм – один из основных принципов новой конституции. В Преамбуле Конституции провозглашается верность народа Узбекистана идеалам демократии, правам человека и социальной справедливости.
Конституция конструирует структуру высших органов власти Республики на основе принципа разделения властей.
В ней закреплен оптимальный механизм взаимодействия и самостоятельного функционирования законодательной, исполнительной и судебной властей. Представительными органами в областях, районах и городах являются Кенгаши народных депутатов и местные сходы граждан.
В состав Республики Узбекистан входит Республика Каракалпакстан.
Глава государства – Президент. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие государственной власти, является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Республики.
Исполнительную власть представляют Кабинет Министров, хокимы областей, районов, городов, а в махаллях, аулах, кишлаках аксакалы и их советники.
Судебную власть в Республике Узбекистан осуществляют: Конституционный суд Республики Узбекистан, Верховный суд Республики Узбекистан, Высший хозяйственный суд Республики Узбекистан, Верховные суды Республики Каракалпакстан по уголовным и гражданским делам, Хозяйственный суд Республики Каракалпакстан, Ташкентские городские суды по гражданским и уголовным делам, межрайонные, районные, городские суды по гражданским и уголовным делам, военные и хозяйственные суды.
Конституция – Основной Закон жизни общества. Жизнь не стоит на месте.
Процесс углубления демократический преобразований вносит свои коррективы.
Поэтому по результатам всенародного референдума, проведенного 27 января 2002 года, и в соответствии с принятым на его основе Законом Республики Узбекистан от 24 апреля 2003 года внесены поправки и дополнения в главы XVIII, XIX, XX, XXIII Конституции. Законом Республики Узбекистан от 11 апреля 2007 года внесены поправки в статью 89, пункт 15 статьи 93, часть вторую статьи 102 Конституции Республики Узбекистан; Внесены изменения и дополнения в статьи 78, 80, 93, 96 и 98 № ЗРУ–284 от 18 апреля 2011 года; Внесена поправка в часть вторую статьи № ЗРУ–305 от 12 декабря 2011 года. (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., № 1, ст. 4; 1994 г., № 1, ст. 5; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., № 3–4, ст. 27; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., № 4, ст. 162; 2008 г., № 12, ст. 637; 2011 г., № 4, 100, №12/1 ст. 343).
Правовой основой построения демократического общества является также Законы, Указы Президента, Постановления Правительства, регулирующие все сферы жизни общества и стоящие на страже законных интересов, прав и свобод граждан.
Категория: Лекции по демократии |
Абитуриентам
Сборники тестов, Узбекистан
DTM варианты
Онлайн ДТМ тестирование
Решебники
Онлайн тестирование
Английский язык
Русский язык
Математика
Биология
География
История
База знаний по предметам
Физика
Математика
Информатика
Литература
Английский язык
Русский язык
Химия
История
География
Биология
"Test-Uz.Ru" © 2014-2024. Информационный портал для школьников, абитуриентов, студентов и учителей