Угрозы безопасности Узбекистану на пороге XXI века (По книге И.А.Каримова «Узбекистан на пороге XXI века: угроза безопасности, условия стабильности и гарантии прогресса»).

Введение.
Важно осознать и оценить, в чем особенность времени, в котором мы живем, каково историческое значение для настоящего и будущего тех перемен, которые произошли в мире, а последнее время и коренным образом изменивших геополетическую структуру карту мира. Госудства, перед которыми стоят сложные задачи – в короткий период исправить трагические последствия неудавшегося исторического эксперимента, построить подлинно-демократическое общество в современной рыночной экономике, способное обеспечить достойные условия жизни людей, защитить их права и свободы. К числу этих государств приадлежит и Узбекистан.
Каким будет XXI век для населения Узбекистана, насколько его жизнь станет лучше и богаче? В какой мере мы сумеем реализовать те цели и задачи, которые направлены прежде всего на обеспечение достойной жизни людей на этой благодатной земле. И пожалуй один из самых трудных вопросов – осознаем ли мы угрозы нашей стабильности и безопасности? Что мы можем противопоставить этим угрозам, что может служить гарантом стабильного и устойчивого развития нашего общества, сохранение геоплитического равновесия в регионе, в котором мы живем.
После крушения тоталилатрной системы мир перестал быть биполярным. Но стал ли он от этого менее безопасным, устойчивым стабильным? Окружающий нас мир, был и есть в обозримой перспективе останется чрезвычайно сложным и неоднозначным. В современных условиях, в интересах обеспечения глоабльной безопасности и достижения равновесия, большое значение приобретают проблемы безопасности и устойчивости развития новых незаисимых государств. Динамично меняющаяся обстановка и баланс сил на мировом пространстве, выход на арену новых незвисимых государств настойчиво требуют сегодня поиска новых подходов для обеспечения стабильности государств и народов, выработки новых моделей безапасности в преддверии XXI века.
Узбекистан сегодня – это не только колоссальные природно-сырьевые ресурсы, необъятный рынок и сфера для приложения капитала. Понимание этого должно стать точкой опоры во всез рассуждениях о судьбе и перспективах развития РУз и всей центральной Азии на пороге XXI века. Ясно одно: регион сможет динамично и устойчиво развиваться и быть достойным партнером для мирового сообщества только в условиях сохранения стабильности и геополитического равновесия.
Что означает для Узбекистана его национальная безопасность в широком смысле?
Во-первых, Узбекистан всецело поддерживает один из основополагащих прицинципов неделимости безопасности. Безопасность – это непрерывное состояние, она не имеет границ.
Во-вторых, после окончания «холодной войны» основную угрозу всеобщей безопасности несут этнические, региональные, локальные конфликты и воинствующий сепаратизм внутри государств. В каждом регионе проблемы обеспечения безопасности носят далеко не абстрактный характер. И у каждого региона свои особенности, сови источники угроз и факторы сохранения безопасности.
В-третьих. В силу своего геополитического положения Узбекистан расположен в регионе, где не отлажена система коллективной безопсности, что также служит причиной вызова угроз. И еще один очаг угроз – Узбекистан находиться в окружении стран, обремененных этническими, демографическими, экономическими и другими проблемами, к тому же граничит с таким очагом нестабильности в региона как Афганистан.
В-четвертых. Регионалные конфликты все чаще превращаются в устойчивые источники таких опасных угроз и вызовов, как терроризм и насилие, наркобизнес и незаконная торговля оружием, массовые нарушения прав человека. Эти явления не имеют государственных границ.
В-пятых. По нашему глубокому убеждению, практикой международных отношений должно быть предусмотрено право каждой суверенной страны, исходя из собственных национальных интересов, определять степень своего участия в тех или иных международных структурах и коллективных договорах безопсности с целью обеспечения собственной незаивисмости и стабильности.
В-шестых. Особного внимания требуют, на наш взгляд проблемы экологической и ядерной безопасности. Наше стремление – объявление Центральноазиатского региона безъядерной зоной.
Региональные конфликты, религиозный экстремизм и фундаментализм, великодержавный шовинизм и агрессивный национализм, этнические и межнациональные противоречия, коррупция и преступность, местничество и клановые отношения, и эколгические проблемы – составляют основу угрозы безопасности Узбекистану в XXI веке.
Политическая настройка любого общества действует в определенных границах, на определенной территории. Уже в законе Республики Узбекистан “Об основах государственной независимости Республики Узбекистан” (31 августа 1991 г.) было подчёркнуто, что границы нашего государства, его территория неделимы и неприкосновенны. Узбекистан никому не предъявляет никаких территориальных претензий. В книге “Узбекистан на пороге XXI века” Каримов И.А. подчеркнул, что Узбекистан из-за событий в Афганистане и Таджикистане оказался прифронтовым государством. Это ставит задачу сохранения неприкосновенности территорий и границ нашего государства. С этой целью, как отмечалось на 14 сессии Олий Мажлиса, предстоит разработать и реализовать комплексную программу военно-технического переоснащения и модернизации военных сил с тем, чтобы они могли надежно защищать мир и спокойствие нашей страны. В последнее время предприняты практические меры по реформированию пограничных войск. Главные задачи, стоящие перед нашими пограничниками – обеспечение территориальной целостности, недопущения проникновения через границу диверсионно-террористических групп и отдельных подрывных элементов, защита экономических и других интересов Республики Узбекистан. На 15 сессии Олий Мажлиса был принят Закон Республики Узбекистан«О государственной границе Республики Узбекистан». Общая протяженность границ нашей страны составляет 6221 км. Узбекистан граничит с Казахстаном (длина границы 2203 км.), Туркменистаном (длина границы 1621 км.), Афганистаном (длина границы 137 км.), Таджикистаном (длина границы 1161 км.), Кыргызстаном (длина границы 1099 км.). В силу отмеченных причин стратегического порядка, а также роста международного терроризма, торговли наркотиками и оружия. Необходимо укрепление наших границ. На достижение этих целей и направлен Закон о границе. Государственная граница республики Узбекистан – линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы территории нашей страны (суши, вод, недр, воздушного пространства). Общая территория Узбекистана – 447 тыс. км²., площадь суши – 425 тыс. км².
При установлении государственной границы, Узбекистан исходит из следующих принципов:- Взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств, неприкосновенности и нерушимости государственных границ;
- Мирного разрешения пограничных вопросов;
- Всестороннего, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с иностранными государствами;
- Невмешательство во внутренние дела сопредельных государств.
Практически с первого дня независимости Узбекистан ведет сложную борьбу с религиозными экстремистами. Причем на первых порах Ташкенту приходилось сражаться практически в одиночку, подвергаясь непрерывным нападкам со стороны так называемых международных правозащитных организаций.
Между тем Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов еще в середине 90-х годов прошлого века предупреждал об опасности пренебрежительного отношения к исламскому фундаментализму и исходящим от него угроз. Он, в частности, отмечал: "В последнее время в зарубежной прессе появились высказывания о том, что, мол, узбекское руководство само не верит в угрозу фундаментализма, а пугает ею Запад, преследуя вполне конкретные цели.
Известно, также то, что среди аналитиков и исламоведов Запада популярностью стали пользоваться воззрения на фундаментализм, как на нечто, не представляющее опасности для мирового сообщества, направленное преимущественно против "своих" государств. Якобы сломав и перестроив их по своим образцам, исламисты будут лучше готовы к диалогу с мировым сообществом. Особый восторг вызывает у таких специалистов то, что немалая часть фундаменталистов получила высшее техническое, медицинское образование в европейских и американских университетах. Глубоко ли эти люди понимают истинное состояние мусульманского Востока, неоднократно подвергавшегося распаду, разладу и унижениям?" (Каримов Ислам. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. Ташкент, 1997. С. 45-46).
"Трагические события в Москве еще раз подтвердили наши прогнозы и выводы о том, что терроризм не имеет ни государственных границ, ни национальности", - сказал Президент в своем интервью перед отлетом в Будапешт 27 октября. Буквально на следующий день после начала событий было проведено совещание в Ташкенте с участием силовиков и руководителей местных органов власти. Обсуждались вопросы предотвращения и упреждения возможных акций на территории Узбекистана. "Еще и еще раз мы убеждаемся в том, что есть такое понятие - "неразрывность безопасности". Безопасность России - это наша безопасность, стабильность России - это наша стабильность, спокойствие России - это наше спокойствие", - заявил Президент Узбекистана.
Это было сказано в 1997 году. Время доказало правоту узбекского руководителя. Ташкент раньше других осознал опасность религиозного экстремизма, то, к чему Москва пришла лишь в 1999 году, а западный мир - после террористических актов 11 сентября 2001 года.
Первые радикальные религиозные организации в Узбекистане появились на рубеже 90-х годов. В этот период с разной степенью активности проявили себя несколько религиозных групп и течений: "Акромиды" (создатель мулла Акром, уроженец Ферганской долины), "Адолат", "Ислом лашкарлари", "Таблих", "Товба", "Хизбут тахрир", "Нур". Действовали они в основном в Ферганской долине - Наманганской, Андижанской и Ферганской областях, а также в столице страны – Ташкенте.
Существовали эти организации на пожертвования членов организации и деньги, присылаемые из-за рубежа от родственных или одноименных организаций и исламских фондов. В основе пропаганды этих религиозных групп лежала идея создания исламского государства. Временные социально-экономические трудности переходного периода, идеологический вакуум, образовавшийся в начале 90-х годов, несостоятельность местного духовенства противостоять нападкам традиционному просвещенному и толерантному исламу привели к тому, что определенная часть молодежи попала под влияние радикальных течений. Нелегальная партия "Хизбут тахрир" является одним из них.
В Узбекистане партия "Хизбут-Тахрир" действует подпольно, как часть всемирной одноименной организации появившейся в начале 50-х годов в Палестине. Ее структура копирует пирамидальное устройство классической организации "Хизбут-Тахрир".
Финансирование деятельности "тахрировцев" происходит в основном за счет самой организации. Каждый член обязан ежемесячно вносить определенную сумму в копилку партии исходя из своих возможностей или получаемой прибыли. Взнос обычно составляет от 5 до 20% доходов рядового члена организации.
"Хизбут-Тахрир" претендуетна то, что он сторонник эволюционной теории построения исламского государства. Однако, расследование преступлений, совершенных исламистами уже доказало, что именно эта организация готовит фанатов – экстремистов, готовых на любые чудовищные преступления ради эфемерного халифата. Через Интернет уже сообщалось, что центральное руководство "Хизбут тахрир" входило в контакт с лидерами "Исламского движения Узбекистана".
После 11 сентября 2001 года мировое сообщество наконец-то осознало необходимость коллективной борьбы против религиозного экстремизма и фанатизма. Появились центры борьбы с угрозой терроризма на почве радикализма как на уровне ООН, так и при институтах Европейского союза. Талибы, а вместе с ними и их ближайший союзник – ИДУ были разгромлены. "Хизбут тахрир" же затаившись на время антитеррористической кампании в Афганистане сумел сохранить свои основные силы. Главная цель тахрировцев на сегодня – укрепление организации, привлечение новых членов в свои ряды. Основные формы работы – пропаганда и агитация с использованием листовок, религиозной литературы, подпольных собраний, религиозных семейных обрядов.
Угроза исламского фундаментализма для Узбекистана, по мнению Президента РУз И. Каримова, проявлялась, прежде всего, в попытках "подорвать доверие к государству-реформатору, разрушить стабильность, национальное, гражданское и межнациональное согласие как приоритетные условия преобразования к лучшему. Исламисты нацелены на дискредитацию демократии, светского государства, многонационального и многоконфессионального общества" (Каримов Ислам. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. Ташкент, 1997. С. 44). Меры, принимаемые руководством Узбекистана, а также антитеррористическая операция в Афганистане позволили сдержать исламистский натиск. Узбекская цитадель устояла. При этом Узбекистан защитил не только себя, но и Центральную Азию в целом.
Тем не менее, говорить о том, что позиции исламистов полностью подорваны, преждевременно. Об этом свидетельствуют новые террористические акты, которые были устроены экстремистами в мае 2005 года в Андижане, в 2004 году в Бухаре и в Ташкенте. При этом в действиях узбекских исламистов появилось нечто новое. Впервые для совершения террористических актов были использованы женщины-смертницы, а также дети и старики в качестве живого щита. Это опасное и, к сожалению, хорошо известное в международном масштабе, явление. Раньше в Узбекистане подобного не было.
В данный момент в Узбекистане наблюдается экономический подъем, который должен позволить постепенно решить комплекс социально-экономических и политических задач переходного периода.
Резко отличается от своих собратьев начала 90-х годов и нынешнее духовенство республики, которое смогло и продолжает отстаивать позиции просвещенного и толерантного ислама в стране.
Вывод: Мы трезво смотрим на реальные угрозы говорит президент РУз И.А.Каримов. В то же время мы знаем наши возможности, если хотите привлекательность и преимущества. Я верю у нашей страны есть исторический шанс занять в XXI веке достойно место в мировой экономике, культуре и политике. Мы открываем возможность мирвого сотрудничества для себя, а главное – для детей и внуков. Прокладывая дорогу в новое тысячилетие, мы протягиваем всем руку дружбы и взаимопонимания, символизируя это словами безопасность, стабильность и устойчивость развития. Ибо именно этим понятия создают прочный фундамент мира, благополучия, процветания каждой стране, каждому народу, являются неотъемлемым условием геополитического равновесия на планете, дают право каждому человеку смело и уверенно глядеть в будущее.

Категория: Тесты по истории

"Test-Uz.Ru" © 2014-2024. Информационный портал для школьников, абитуриентов, студентов и учителей

О сайте | Обратная связь