Приватизация государственной собственности и формирование в Узбекистане основ многоукладной экономики

Завоевание государственной независимости создало благоприятные условия и широкие возможности для определения собственного пути социально-экономического развития.
Была разработана собственная модель перехода к рыночным отношениям, основанная на всемерном учете специфических условий и особенностей республики, традиций, обычаев, уклада жизни, а также учете опыта зарубежных стран, прошедших путь рыночного реформирования. Эта модель получила название "Узбекистанской модели".
Первый этап осуществления экономических реформ (с 1991 до середины 1994 гг.) был в основном направлен на создание правовых основ новой экономической системы, формирование и укрепление государственности, устранение стереотипов старого мышления. На этом этапе пришлось решать две взаимосвязанные задачи: покончить с тяжелыми последствиями административно-бюрократической системы и сформировать основы рыночных отношений.
В этих целях уже в начальный период независимости было принято около ста законодательных и нормативных актов, давших начало широкому предпринимательству, иностранным инвестициям, разгосударствлению собственности. Этим был положен конец государственной монополии, разрушена административно-бюрократическая система в экономике, создан фундамент рыночных отношений и началось формирование широкого слоя собственников.
Проводилось формирования новых форм собственности в сельском хозяйстве, осуществления приватизации и разгосударствления предприятия местной промышленности, торговли, бытового обслуживания, жилищного фонда, а также акционирования отдельных предприятий легкой промышленности, строительства и транспорта. Большая часть жилищных зданий была приватизирована бесплатно, часть из них передана владельцам на льготных условиях. В сельском хозяйстве за короткое время 770 коллективных и государственных хозяйств были преобразованы в арендные и общественные хозяйства.
С введением в обращение в Республике Узбекистан национальной валюты 1 июля 1994 г. начался качественно новый этап в осуществлении экономических реформ. Второй этап призван завершить формирование рыночных структур, он предусматривает дальнейшее совершенствование налоговой, финансовой и денежно—кредитной политики, либерализацию всей внешнеэкономической деятельности. Он направлен на укрепление экономической системы и достижение экономической независимости нашей республики.
В рамках второго этапа реформ в республике началось создание акционерных обществ открытого типа, выпуск ценных бумаг, аукционные торги недвижимостью стали новой ступенью дальнейшего углубления экономических преобразований.
Наиболее важные отрасли промышленности - геологоразведочная, топливно-энергетический комплекс, средства связи, транспорта не подлежали приватизации. В химической, золотодобывающей, горной, хлопкоочистительной промышленности 51 % акций принадлежат государству.
В результате проводимого реформирования в Узбекистане основная часть собственных и заёмных средств идёт, в первую очередь, на инвестирование, завоз в республику новых технологий и техники. Благодаря такой политике был построен автомобильный завод в г.Асаке, введён в действие Бухарский нефтеперерабатывающий завод; обустроены месторождения Кокдумулак и Мингбулак; с участием иностранных партнеров, построены десятки текстильных и прядильных фабрик, спиртовых производств в Андижане, Коканде и Янгиюле, сахарный завод в Хорезмской области, Кызылкумский фосфоритовый комбинат, Кунградский содовый завод, реконструированы Узбекский комбинат тугоплавких и жаропрочных материалов, Алмалыкский и Навоийский горно-металлургический комбинаты, предприятия химической отрасли, пищевой и местной промышленности, построены новые железные и автомобильные дороги, новые объекты телекоммуникаций, благоустроены города и села.
Принятые в республике законы создают целостную систему налоговых льгот и стимулов, гарантий от политических и коммерческих рисков, благоприятные условия для активного участия зарубежных фирм и компаний на рынках Узбекистана.
В период трансформации экономики и перехода на рыночные отношения особое внимание уделялось социальной политике. За годы независимости в Узбекистан был создан новый механизм социальной защиты населения, с учетом реальной экономической ситуации, имеющихся ресурсов и возможностей. На каждом этапе реформирования проводилась и соответствующая социальная политика.
Главной стратегической целью Узбекистана является строительство открытого демократического государства с рыночной экономикой, формирование основ гражданского общества. В связи с этой стратегической целью одним из приоритетов реформирования в первые годы XXI века определена либерализация и углубление экономических реформ во всех сферах и секторах экономики.
Главная задача либерализации в экономике — это, прежде всего сокращение контрольных и регулирующих функций государства, ограничение его вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, в деятельность частного бизнеса. Мировой опыт свидетельствует, что наличие преобладающего класса реальных собственников служит гарантом стабильности и благополучия в обществе.
Либерализация экономики подразумевает:
Во-первых, создание реального класса собственников.
Во-вторых, формирование реальной конкурентной среды.
В-третьих, развитие инфраструктуры рынка, совершенствование деятельности финансовой и банковской системы.
Рыночная инфраструктура – это фондовые и оптовые рынки, биржа, кредитные и финансовые учреждения, лизинговые и консалтинговые
компании, призванные обслуживать предпринимателей.
В-четвёртых, пересмотр всей системы организации внешнеэкономической деятельности. Должны быть созданы правовые и экономические условия для более широкого привлечения иностранного капитала в нашу экономику, для её структурных преобразований.
В-пятых, либерализацию валютного рынка.
В-шестых, укрепление стимулов и расширение гарантии и льгот по привлечению иностранных инвестиций.
В-седьмых, ограничение вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий со стороны государства, различных проверяющих и контролирующих органов.
Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно сказать что Узбекистан осуществляет поэтапное формирование социально – ориентированной рыночной экономики, создает мощную и динамично развивающуюся экономическую систему, обеспечивающую рост национального богатства, достойные условия для жизни и деятельности людей. Предоставляются широкие экономические свободы предприятиям и гражданам,. Осуществляются глубокие структурные преобразования экономики, обеспечивающие эффективное использование материальных, природных и трудовых ресурсов, производство конкурентно способной продукции, интегрирование в широкую экономическую систему.



Категория: Тесты по истории

Поиск

Абитуриентам

ЦТ, Беларусь

Сборники тестов, Узбекистан
DTM варианты
Онлайн ДТМ тестирование

Решебники

Физика
Математика

Онлайн тестирование

Английский язык Английский язык
Русский язык Русский язык
Математика Математика
Биология Биология
География География
История История

База знаний по предметам

Физика Физика
Математика Математика
Информатика Информатика
Литература Литература
Английский язык Английский язык
Русский язык Русский язык
Химия Химия
История История
География География
Биология Биология

Все разделы

"Test-Uz.Ru" © 2014-2024. Информационный портал для школьников, абитуриентов, студентов и учителей

О сайте | Обратная связь