Узбекистан в годы «перестройки» (1985 – 1991 гг.). Обострение общественно-политической и экономической ситуации в стране.

70 – е – 80 – е гг. характеризовались усилением противоречий в социально–экономической и социальной жизни, что было обусловлено тем, что административно-территориальная система изживала себя.
Кардинальные изменения в развитие общества принес период "перестройки" с 1985 г., после прихода на пост Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева. Суть "перестроечных" изменений проявилась, прежде всего, в провозглашении нового политического мышления, при котором была пересмотрена сначала внешняя, а потом и внутренняя политика в стране от классовой призмы зрения к призме общечеловеческих интересов.
Впервые за все годы советской власти Человек стал рассматриваться как большая ценность и основа прогресса, И хотя этот переход осуществлялся не всегда последовательно, это было очень важно для оживления демократических процессов в стране. Вторым очень значительным проявлением "перестройки" явилась "гласность", когда во всех СМИ стали освещаться события, происходившие в стане, что значительно оживило политическую активность населения. Третий шаг, сделанный по инициативе М.С.Горбачева заключался в изменении конституционного положения о высшем органе управления страной — вместо Политбюро ЦК КПСС с 1989 г. высшим органом страны стал съезд народных депутатов. Все эти политические изменения имели место и в национальных республиках, в том числе в Узбекистане.
Несколько хуже обстояло дело с экономикой. Показатели её постоянно падали, а намеченные пятилетние планы развития народного хозяйства не выполнялись, что свидетельствовало о надвигающемся экономическом кризисе. Экспериментально менялся хозяйственный механизм. В Узбекистане многие производственные коллективы были переведены на хозрасчет или бригадный (коллективный) подряд. Но практически не реформированные аппараты министерств и ведомств. Никакие другие социально-экономические мероприятия не давали и не могли дать позитивных изменений, этому мешала сохраняющаяся тоталитарная система с устоявшимися административно-командными методами управления,
Центр был склонен искать причину экономических неудач в недостатках и "просчетах" в кадровой политике национальных республик. Для поднятия собственного авторитета (на фоне падающих показателей экономического развития) в ЦК КПСС решено было организовать показательный процесс борьбы с коррупцией. Для этого был выбран Узбекистан. Было сфабриковано так называемое "хлопковое дело" 1987 г. Оно вскрыло те недостатки и преступления, которые были следствием системы центрального управления.
Положительным результатом "перестроечных" процессов явились изменения в общественно-политической жизни республики с конца 80-х - начала 90-х гг. В какой-то степени ослабили монопольное положение КПСС в УзССР появившиеся общественные движения "Бирлик", "Эрк", "Тумарис", "Свободное объединение молодежи Узбекистана". Они заложили основу для будущей многопартийности республике.
Проявлением роста национального самосознания стали возрождение в годы "перестройки" национальных традиций обычаев, восстановление свободы мусульманской и другой религий. 21 октября 89 года в Узбекистане был принят закон о государственном языке. 24 марта 90 года первый секретарь ЦК КПУзССР Каримов был избран Президентом УзССР, т.е. был учрежден пост президентства, также были введены органы местного самоуправления -хакимы. В июле 90 года Узбекистан принял "Декларацию о суверенитете Узбекистана", которая послужила основой для последующего создания правовых и политических основ национально-государственной независимости республики.
И.А.Каримов, с момента начала своей политической деятельности, попытался критически оценить состояние экономики и социальной сферы Узбекистана.
С одной стороны, это безусловные экономические успехи: в УзССР к тому времени было развито более ста отраслей промышленности, свыше полутора тысяч предприятий были высокотехнологическими, высоким был уровень производства в республике электроэнергии, добычи газа, поставок хлопка-сырца и пр.
С другой стороны, экономика Узбекистана сформировалась как гипертрофированно-сырьевая.
Такое положение дел приводило к отрицательным социальным последствиям — к низкому уровню национального дохода, по сравнению с другими республиками, к низкому уровню социального обеспечения семьи. Каримов считал что для решения всех этих вопросов необходимы: во-первых, экономическая самостоятельность республики и во-вторых, укрепление национальной государственности и суверенитета Узбекистана.
С начала 91 года в бывшем СССР усиливается политический кризис. И с целью стабилизации обстановки в стране и преодоления кризиса было принято решение о заключении нового союзного договора. Но 19—21 августа в Москве произошли события, которые в корне изменили ситуацию в стране. Ряд руководителей ЦК КПСС и союзных ведомств объявили о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Однако эта попытка не удалась. Окончательный распад СССР произошел в декабре 1991 года.
Социально-экономические и политические противоречия, заложенные с момента основания Советского государства как тоталитарного, накапливаясь и углубляясь в течение более 70 лет, "взорвали" изнутри страну, которую в мире считали сверхдержавой. В этом печальные уроки тоталитаризма как историко-политического явления. Развал СССР привел к образованию большого количества молодых независимых, государств, бывших национальных республик, в их числе и Республика Узбекистан.
В марте 1990 года 1 сессия Верховного Совета 12 созыва приняла решение об учреждении в Узбекистане института президентства, тем самым заявив, что республика хочет жить самостоятельно без указаний из центра. Учреждение поста Президента диктовалось необходимостью усиления исполнительной власти, способной оперативно и эффективно обеспечивать осуществление экономических и политических реформ, мер по социальной и государственно—правовой защите граждан республики.
24 марта 1990 года сессией Верховного Совета первым Президентом Узбекистана был избран И.А.Каримов. -
20 июня 1990 года была принята "Декларация о суверенитете" Узбекистана. Руководство республики взяло курс на экономическую самостоятельность и национальную независимость — как единственного пути решения назревших социально—экономических и политических проблем.
Был принят ряд постановлений, отражающих курс республики на самостоятельно экономическое и политическое развитие. Например, Постановление Президиума Верховного Совета "О предприятиях, государственных объединениях и организациях союзного подчинения, расположенных на территории Узбекистана".
Принятие "Декларации о суверенитете" диктовало необходимость разработки новой Конституции в соответствии с основными принципами "Декларации".
Была образована конституционная комиссия в количестве 64 человек под председательством Президента республики И.А.Каримова. Реорганизована система местных органов власти (хокимы). 1 ноября 1990 года был принят закон о совершенствовании органов власти и внесении изменений и дополнений в Конституцию Узбекской ССР. Основным направлением политики руководства республики стало стабилизация ситуации в республике, обеспечение национального согласия и гражданского мира.
В 1989—199? годах к СССР усилился общегосударственный кризис, который проявился в провале перестройки, обострении отношений между центром и союзными республиками. Выдвигались предложения, в том числе и со стороны руководства Узбекистана, о выработке нового союзного
договора, который предусматривал бы разграничение полномочий между центром и союзными республиками. На 20 августа 1991 года было намечено подписание договора "О Союзе суверенных государств". Но 19—21 августа в Москве произошли события, которые в корне изменили ситуацию в стране. Ряд руководителей ЦК КПСС и союзных ведомств (Министерств обороны и внутренних дел, КГБ и других) объявили о создании
Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Однако эта попытка не удалась. Окончательный распад СССР произошел в декабре 1991 года.

Категория: Тесты по истории

"Test-Uz.Ru" © 2014-2024. Информационный портал для школьников, абитуриентов, студентов и учителей

О сайте | Обратная связь