Наука и культура в Узбекистане в 1946-1970 гг.

В послевоенные годы тоталитарное государство, с целью достижения ещё большей централизации и ужесточения властных полномочий со стороны партийно—государственной элиты, монополизировавшей власть в стране, поставило под жесткий партийный контроль все вопросы развития культуры, науки и образования.
В духовной сфере заключается творческий потенциал, от которого зависит успех прогрессивных преобразований в жизнедеятельности каждой нации и народности, успех перестройки. Без духовной культуры невозможно создать общество полной демократии, гуманизма и свободы.
Нравственность народа, жившего на территории Узбекистана, формировалась под влиянием богатых духовных традиций, выработанных прошлыми поколениями, классических положений гуманизма Востока, правовых и дидактических норм ислама. Его культура сложилась под воздействием учения выдающихся мыслителей Средней Азии. В 1940г. в республике работало более 5,5 тыс. общеобразовательных школ всех видов, в которых обучалось около 1,3 млн. детей. К сожалению, в народном образовании стали набирать силу экстенсивные, командные подходы, выдвинувшие на первый план количественные показатели и отодвинувшие в тень проблемы качества. В 1941г. в республике имелось 75 научных учреждений, в которых трудилось более 8 тыс. научных работников.Несмотря на сгущающуюся атмосферу культа личности творческая жизнь не замерла. Широко известными становятся имена узбекских писателей. Это Гафур Гулям, Айбек, Гайрати, Хамид Алимджан, Абдулла Каххар, Усман Насыр, Уйгун, Камиль Яшен и другие. В процессе совместной творческой деятельности писателей и работников искусства усилилось взаимообогащение культур народов СССР, повысился художественный уровень большинства театральных и музыкальных коллективов.Большой шаг в развитии образования был сделан в Узбекистане, который по существу стал республикой сплошной грамотности.
Сложным и неоднозначным было состояние национальной культуры и литературы. Несмотря на культурные личности и тоталитаризм творческая жизнь не замерла. Из года в год увеличивалось количество писателей и литераторов. В марте 1934г. В Ташкенте проходил съезд писателей Узбекистана, на которой был создан Союз писателей республики.
Широко известными стали имена таких узбекских писателей, как Гафур Гулям, Айбек, Гайратий, Хамид Алимжан, Абдулла Каххар, Айдин Сабирова, Усмон Насыр, Амин Умарий, Уйгун, Камиль Яшен и др. В их произведениях в художественной форме отоброжена жизнь народа, его борьба, быт и традиции, трудовой героизм, энтузиазм и романтизм эпохи. Приобретёнными стали темы труда, новые черты быта, новый человек. Эти темы отражены в произведениях Айбека роман – «Священная кровь», поэма «Бахтыгуль и Сагиндык », «Кузнец Джура», «Дильбар – дочь эпохи», в поэме Г. Гуляма «Кукан», в повести А. Кадыри «Абид - Кетмень» и другие.
Широкое развитие получили узбекская драматургия. Например, пьесы К.Яшена «Товарищ», «Честь и любовь», «Разгром», З.Саида и Н. Сафарова «История заговорила», Н. Сафарова «Пробуждение», оперные либретто К. Яшена «Гулсара», «Буран», «Великий канал» и др.
Однако утвердившаяся 30-е годы административные порядки система и идеология культа-личности жёстким прессом давили на творческих работников, на всю духовную жизнь республики. Подчинение творчества идеологическим постулатам, породило нигилистическое отношение к прошлому народа. В культуре наметилась тенденция к гостративности, облегченному показу сложных общественных проблем, замачивание ошибок и недостатков, бесконфликтность. Одним словом, нарушилась жизненная правда, снижается воспитательный потенциал искусства.
Врагами народа были объявлены: А.Кадыри, Чулпан, Фитранг, Шакир Сулейман, Зия Санд, Азам Айюб, Усмон Носыр, Касым Сорокин, Мухаммад Хасан, Абдусалом Ниёзий, Атажан Хашимов и др. на долгие годы был закрыт доступ к произведениям репрессированных.
Вскоре после окончаний войны по Узбекистану прошла новая волна тотального террора.
Серьезные изменения произошли после 20 съезда, положивший начало духовному раскрепощению сознания, когда были возвращены незаслуженно забытые имена и произведения деятелей литературы и искусства . Появились ряд произведений на современные и исторические темы. В 1959 г. в республике действовало 28 театров и концертных коллективов, было создано более 700 музыкальных произведений и тд.
Если в 30-е годы волна репрессии касалась партийных, советских, хозяйственных и военных кадров, то в 40-е годы репрессии коснулись деятелей культуры и науки.
Идеологической основой для репрессии послужили постановления ЦК ВКП (б), принятые в 1946г. «О журналах «Звезда»», «Ленинград» и в 1948г. «Репертуаре драмтеатров», «О фильме», «Большая Жизнь», «Об опере в Мурадели «Великая дружба»».
После известных исторических постановлений ЦК ККП (б) по идеологическим вопросам: «О репертуаре драматического театра», «О журналах Звезда и Ленинград», Об опере Муродели Великой дружбой» в Узбекистане в апреле 1951г был пересмотрен репертуар театров, были исключены были исключены оперные, балетные и музыкально- драматические спектакли на легендарно фантастические темы («Фархад и Ширин», «Тахир и Зухра», « Алпомыш», и др. Ряд писателей: были обвинены в национализме такие как Айбек, А. Каххар, С. Абдулла,
Ю. Раджаби, Шейхзаде и др. их обвинили за якобы идеализацию феодального прошлого. Стали появляться произведения низкого творческого качества и художественного уровня. В основном преобладала форма парадного живописания и бесконфликтности.
В республике почти не разрабатывались темы труженика, военно-патриотического воспитания, национальных отношений ; не развивались сатирические жанры, литература для детей и юношества.
С этого времени на многие годы затормозилось творческое, демократическое развитие литературы и искусства, началось вытравление инакомыслия на местах.
Писатели и поэты, освещавшие в своих произведениях историю народа в период средневековья и в дореволюционную эпоху, обвинялись в национализме, в идеализации феодального прошлого.
Партийные работники обвиняли их в национальной ограниченности, преклонения перу старой культуры. Серьезные обвинения были предъявлены Айбеку, Абдулла Каххару, М.Бабаеву, У.Рашидову, Миртемиру, Шейхзаде и др., а также редакциям журналов «Шарк Юлдузи», «Звезда Востока» за так называемую проявленную « национальную ограниченность».
Резко была осуждена «вредная» практика создание и пропаганда оперных, балетных и драматических спектаклей на легендарные фольклорные сюжеты, такие как «Фархад и Ширин», «Лейли и Мажнун», «Тахир и Зухра», «Алпомыш», «Гульандом» и др., а также распространение многими концертными организациями, музыкальными театрами «старой археологической музыки и наиболее мрачных и заунывных образцов макомов». Партия категорически утверждала, что «музыкальное искусство Узбекистана отстает от жизни и не стремит в полной мере целям и задачам коммунистического воспитания узбекского народа».
В августе 1951г. В республиканской печати была опубликована статья «Об идеологических извращениях в творчестве некоторых поэтов», где подвергались несправедливой критике, обвинялись в пантюркизме и национализме Тураб Тула, Сабир Абдулла, Миросмир, А.Бабаджанов, Камтар Атабаев, Хабиби. Вслед за этим появилась статья «В стороне от задач узбекской советской литературы, как Айбек, Х.Якубов, И.Султанов и другие.
В 1951г. по обвинению « в антисоветской националистической деятельности» были арестованы, а затем приговорены к 25 годам лишения свободы писатели Махмуд Шейхзада, Шукурулло Юсупов, Гулом Алимов и некоторые другие.
Серьезные буржуазно националистические ошибки приписывались научным работам В.Захидова, в пропаганде пантюркизма обвинялся историк А. Бабаходжаев, экономист А. Аминов. Они были обвинены как «несоответствующие своему назначению по политическим и деловым качествам». Стихи и поэмы Тураба Тулы, Шейхзады были отнесены к разряду «безыдейных и пошлых».
Айбек был обвинен за роман «Навои», было утверждено мнение, что Алишер Навои якобы из тимуридов, хранитель печати, визирь и что его произведения проникнуты идеей суфизма.
Репрессивные деятели истории, культуры, искусства и науки стали невинными жертвами беззаконии и произвола. Но справедливость, хотя и не сразу, все же была востановленна. Первая волна в 1956 года (20съезд) зима, в 1989г все репрессировались и были оправданны.
3 вопрос
В середине 80-х годов в республике начался новый этап беззакония и репрессий. Репрессиям подвергались теперь не только творческая, но и научно-производственная и политическая интеллигенции, которые все больше стали выступать против порочности и безнадежности существующей системы, ущемлявшей национальные интересы республики.
Умы национальной интеллигенции Узбекистана никогда, даже в период «расцвета» тоталитарной системы, не покидала мысль о независимости и самостоятельности узбекского народа, за завоевание которой она постоянно, хотя и не открыто, вела упорную борьбу.
Система, кровью и плотью которой был диктат, яростно сопротивлялась всему новому, чувствуя свою полную несостоятельность и обреченность.
Встали на не раз проверяемый путь «завинчивания гаек», превратив Узбекистан в полигон новых репрессий.
Центральный партийный аппарат, пытались сохранить неорганизованную верховную власть, чтобы и впредь вершить судьбы народа, руками высших партийных органов Узбекистана стремился опорочить, оклеветать оппозиционно настроенную часть его руководства, сознававшего необходимость изменения существующего социально-политическое решение и утверждение национальной независимости республики. В республику были направлены различного вида функционеры, которые, заняв ключевые позиции в партийных, советских, судебных органах развязали настоящий террор.
Было сфабриковано «инсценировано так называемое «хлопковое дело», которое в периодической печати именовалось «узбекским делом».
Группа, возглавляемая союзными эмиссарами Гулямом и Ивановым, сумела опорочить сотни тысяч истинных людей и республику в целом. Так было опорочено доброе ими и плодотворная деятельность, направления на благо узбекского народа. Ш.Р.Рашидова, бывшего в те годы первым секретарем ЦК ком партии Узбекистана, а вместе с ним очернена честь и достоинство республики в целом. Идея, рождения в кулуарах ЦК КПСС. Получил поддержку в республике среди послушных её исполнителей в лице «обиженных» Ш.Р.Рашидовым.
Вместе с карательной командой прибывшей из центра. Они занялись « разоблачением» многих честных и порядочных людей, добиваясь их ареста, в результате чего были сломаны судьбы многих людей.
Было бы несправедливым умолчать и то, что «хлопковое дело» позволило вскрыть действительно имевшие место недостатки и даже преступления, но на которые заранее были подготовлены ярлыки.
С обретением независимости Республики Узбекистан «хлопковое дело» было полностью развенчано, тысячи невинно пострадавшие были оправданы и реабилитированы.
Было востановлено доброе и выдающееся государственного и общественного деятели Узбекистана Ш.Р.Рашидова, 75-летний юбилей которого достойно отмечали на его родине.
«Культурная революция» в Узбекистане и её последствия
Окт. социалистич. революция 1917 открыла узб. народу путь к образованию и развитию нац. культуры. В 1918 ЦИК Туркестанской республики утвердил Положение "Об организации дела народного образования в Туркестанском Kpae", принял декларацию о введении в республике всеобщего бесплатного обучения на родном языке и отделении школы от церкви. В первые годы Сов. власти развитию образования (особенно женского) мешали реакц. влияние мусульм. духовенства, старые обычаи и пережитки, нехватка пед. кадров из местного населения. Помощь У. в подготовке учителей и создании материальной базы школьного образования оказывали другие братские республики. В 1920 был открыт Туркестанский ун-т (с 1960 - Ташкентский университет), сыгравший большую роль в подготовке нац. кадров.
В 20-е гг. началась работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Особое внимание уделялось образованию женщин. В 1926 грамотность населения составляла 11,6% (мужчин - 15,3%, женщин - 7,3%), в 1939 соответственно 78,7%, 83,6%, 73,3%. Большую роль в культурной революции сыграл перевод в 1928-29 узб. письменности с араб. алфавита на латинизированный, а в 1939-40 на алфавит, основанный на русской графике. В 1930 ЦК КП(б)У. и пр-во У. приняли постановление "О введении всеобщего обязательного обучения детей и подростков". В 30-е гг. растёт число школ в республике и уч-ся в них. В 1937/38 уч. г. насчитывалось 939 тыс. учащихся (в 1939/40 уч. г.- 1219 тыс. уч-ся). В послевоен. годы началось осуществление всеобщего обязат. 7-летнего обучения, с 1959 - всеобщего обязат. 8-летнего. Грамотность населения в 1970 достигла 99,7% (мужчин - 99,8%, женщин - 99,6%). В 9-й пятилетке в У., как и во всей стране, в основном завершился переход ковсеобщему ср. образованию.
За годы Сов. власти создана широкая сеть детских дошкольных учреждений. В 1976 в 5,2 тыс. детских садов, яслей и яслей-садов воспитывалось 560 тыс. детей. В 1975/76 уч. г. в 9,7 тыс. общеобразоват. школ всех видов обучалось св. 3803 тыс. уч-ся. В дневных общеобразоват. школах работали 210,9 тыс. учителей. Воспитат. и культ.-просвет. работа со школьниками велась в многочисл. внешкольных учреждениях, среди к-рых 175 дворцов и домов пионеров, 241 дет-ско-юношеская спортивная школа, 211 муз. школ и др.

Категория: Тесты по истории

Поиск

Там мы публикуем различные ЕГЭ и DTM варианты, решения школьных экзаменов, видеоуроки и многое другое.

Абитуриентам

ЦТ, Беларусь

Сборники тестов, Узбекистан
DTM варианты
Онлайн ДТМ тестирование

Решебники

Физика
Математика

Онлайн тестирование

Английский язык Английский язык
Русский язык Русский язык
Математика Математика
Биология Биология
География География
История История

База знаний по предметам

Физика Физика
Математика Математика
Информатика Информатика
Литература Литература
Английский язык Английский язык
Русский язык Русский язык
Химия Химия
История История
География География
Биология Биология

Все разделы

"Test-Uz.Ru" © 2014-2024. Информационный портал для школьников, абитуриентов, студентов и учителей

О сайте | Обратная связь