Национально-прогрессивное движение джадидизм и его общественно-политическая сущность.

Вдохновителями освобождения от национального и колониального гнёта явились джадиды. Джадидизм в Средней Азии во многом развивался под идейным воздействием крымско— татарского просветителя, ученого, педагога Исмаила Гаспиринского (1851—1914 гг.). Издававшаяся им газета "Таржимон" в Бахчисарае с 1883 г. была трибуной пропагандистско— просветительских идей и получила широкое признание в Туркестане
На первом этапе джадиды выступили с проектами реформ в области школьного образования. Прежнюю мусульманскую конфессиональную школу (школа находящаяся на содержании и под контролем духовенства) они призывали заменить "новометодной" школой, в которой помимо основ религии ислама изучались бы родной язык, арифметика, география и другие науки. Почти одновременно появляются русско-туземные школы, которые были открыты по инициативе Туркестанского генерал-губернатора фон Кауфмана, преследовавшие цель русификации населения и ослабления влияния ислама, что расходилось с идеями джадидов о создании новометодных школ, В декабре 1884 г, в Ташкенте купцом Сайид—Азимбаем, известным своими прогрессивными взглядами, была открыта первая русско—туземная школа. В 1886 г. эти школы получили официальное одобрение и в этот же год было открыто 14 школ, а к 1911 г. число их достигло 89. Русско-туземные школы открывались по инициативе царского правительства и они отличались от новометодных, новометодные же школы джадидов появились в конце XIX в., и к 1911 г. их число достигло 63.
Представителями первой волны джадидов были: Мунаввар — Коры Абдурашидханов, М.Бехбуди, Абдукадир Шанури и др.
В 1905 г. движение джадидов раскололось на две части. Появляются радикальное течение - модернисты, призывающие к существенным преобразованиям, и кадимисты, которые предлагали ограничить движение реформой богословского образования.
Вследствии того, что народные массы были в основном неграмотными, и печатная литература: газеты, журналы, книги были для них недоступны, проводниками идей джадидизма были театры. На театральном поприще получают известность М. Бехбуди, А. Салидов, А. Фитрат, Чулпон, А, Бадри, А. Кадий, Хамза, А. Авлони и др.
Джадиды выступали за реформы старых феодальных порядков и скорейшей адаптации Туркестана к капиталистическому пути развития. Они призывали к единству нации, способствовали пробуждению национального самосознания. Таким образом явившись вектором национально— освободительного движения.

Категория: Тесты по истории

Поиск

Там мы публикуем различные ЕГЭ и DTM варианты, решения школьных экзаменов, видеоуроки и многое другое.

Абитуриентам

ЦТ, Беларусь

Сборники тестов, Узбекистан
DTM варианты
Онлайн ДТМ тестирование

Решебники

Физика
Математика

Онлайн тестирование

Английский язык Английский язык
Русский язык Русский язык
Математика Математика
Биология Биология
География География
История История

База знаний по предметам

Физика Физика
Математика Математика
Информатика Информатика
Литература Литература
Английский язык Английский язык
Русский язык Русский язык
Химия Химия
История История
География География
Биология Биология

Все разделы

"Test-Uz.Ru" © 2014-2024. Информационный портал для школьников, абитуриентов, студентов и учителей

О сайте | Обратная связь