Мавераннахр и Хорасан в эпоху Шейбанидов.

Кочевые узбеки, приведенные Шейбани-ханом в Маераннахр, обосновались: около Ташкента, в Долине Зарафшана, Кашкадарьинском и Сырдарьинском районах; значительная часть кочевников перешла Амударью и заняла территорию современного Северного Афганистана, смешалась с сельджуками. Каждая из областей темуридского государства была передана в юрт (владение) определенному узбекском племени. Так, Термезом владело племя кунграт, Кундузом - катаган и т. д. Расселение сопровождалось вытаптыванием посевов и сгоном с пастбищ, местных кочевников-тюрков. Все это привело к временному упадку запустению некогда культурных пространств. Часть оседлых таджиков ушла в горы. Местные кочевники тюркского происхождения слились с завоевателями в силу общности языка и вошли в число узбекских племен. В конце XVI в. скотоводческие племена перешли к оседлому образу жизни, их стали называть дехканами (оседлый) или кишлак-нишин.
Хозяйственная жизнь городов постепенно стала восстанавливаться. В XVI в. широких размеров достигли ремесленная и торговая деятельности, архитектура Самарканда и Ташкента. До наших дней сохранились построенные при Абдулла-хане чорсу-купольные здания, караван-сараи, мечети и другие здания в Бухаре. С развитием ремесла оживилась торговля. В XVI в. бухарские и хивинские посольства вместе с торговыми караванами направлялись в Москву, Индию, Кашгар, в Сибирь, казахские степи, к но-гайцам и т.п. Ответные посольства прибывали в Бухару.
После присоединения Казанского, а затем Астраханского ханств к Московскому государству, здесь появились в 1557 г. купцы из Хорезма, а в Бухаре, Самарканде, Ташкенте и Балхе - купцы из Московии.
Зимой 1558 г. в Бухаре проживал в качестве посла Ивана IV англичанин Дженкинсон. Особенно оживленной торговля с Московией была во второй половине XVI в. Причем караваны снаряжались не только из столиц узбекского государства - Самарканда и Буры, но и крупных вассальных городов - Ташкента, Ургенча, Балха и др. По особым царским разрешениям в Бухару ввозилось серебро и монета. Из Средней Азии в Московскую Русь шли шелковые, шерстяные и хлопчатобумажные ткани, мерлушка, шелк-сырец, ковры, разные пряности, сушеные фрукты и пр. В Средней Азии торговали рабами, в основном иранцами, захваченными узбеками при набегах на Хорасан, и русскими, которых они покупали у кочевников Дашти-Кипчака. Вторжение кочевников-узбеков сказалось и на формах землевладения. Среди узбеков, пришедших в Мавераннахр, сохранилось еще общинно-племенное владение землей, при котором собственником является не отдельное лицо, а племя. Наряду с этим в земледельческих районах сложилось феодальное землевладение. За оказываемую султанам и ханам помощь наиболее видные представители племенной знати получали государственные посты и определенные районы в управление. Кроме того, они получали земельные пожалования, так называемые икта. Владельца икта называли мукта. Эта форма землевладения получила дальнейшее развитие при узбекских династиях. Наиболее распространенным было пожалование взимать в течение определенного времени налоги с земли. В XVI в. это было особенно характерно для Бухары и называлось оно там персидским термином . Наряду с этим практиковалась также передача земли ханами в полную собственность отдельным лицам-мульки-хурри-холис. Крестьяне, жившие на мульки, не теряли личную свободу, но попадали в зависимость к землевладельцу. В результате в руках узбекской знати сосредоточились огромные земельные участки. Крупными землевладельцами оставались часть тимуридских феодалов и духовенство. Шейбаниды практиковали пожалование земель духовенству, поэтому вакфные земли достигли больших размеров. Большим влиянием при Шейбанидах пользовались различные дервишские или суфийские братства.
Государство делилось на несколько княжеств во главе с султанами, к которым прикреплялись аталы - наблюдатели за поведением князя. Крупные княжества делились на более мелкие уделы. Самарканд считался стольным городом, где происходило возведение хана на престол - священный серый камень (кокташ). Постепенно значение столицы перешло к Бухаре. Узбекские племена сохранили в известной мере независимость от ханской власти. Главы племен получали от ханов титулы эмиров. Впоследствии эмиры становились весьма опасными для ханской власти, ханы считались с ними, эмиры принимали участие в церемонии избрания хана. Избранного поднимали на белом войлоке. С развитием феодальных отношений в среде узбеков все больше укреплялась идеология ислама с многочисленными пережитками шаманизма. В связи с начавшимся оседанием узбеков отдельные этнические группы смешиваются с местными тюрками и “отюреченными” монголами (чагатаями и джагатаями), часть таджиков таке смешивается с тюрками и узбеками. Постепенно узбеки вбирают слова местного тюркского языка (вообще их языки были близкими) и складывается в XVI-XVII вв. тюркский или староузбекский язык, который преобладает в основном в Фергане и Ташкенте. В Хиве еще долго сохранялись чагатайские (местный тюркский) язык и народность. Зарождается лнтература на тюркском или староузбекском языке. Однако официальным языком узбекских ханств (исключая Хиву) по-прежнему остается персидский язык. На нем пишут свои произведения придворные поэты и историки бухарских ханов и в последующие века.

Категория: Тесты по истории

Поиск

Там мы публикуем различные ЕГЭ и DTM варианты, решения школьных экзаменов, видеоуроки и многое другое.

Абитуриентам

ЦТ, Беларусь

Сборники тестов, Узбекистан
DTM варианты
Онлайн ДТМ тестирование

Решебники

Физика
Математика

Онлайн тестирование

Английский язык Английский язык
Русский язык Русский язык
Математика Математика
Биология Биология
География География
История История

База знаний по предметам

Физика Физика
Математика Математика
Информатика Информатика
Литература Литература
Английский язык Английский язык
Русский язык Русский язык
Химия Химия
История История
География География
Биология Биология

Все разделы

"Test-Uz.Ru" © 2014-2024. Информационный портал для школьников, абитуриентов, студентов и учителей

О сайте | Обратная связь