Государство Саманидов. Борьба за объединение Мавераннахра и Хорасана.

С VIII века Средняя Азия находилась под эгидой Арабского халифата. Многочисленные антиарабские выступления привели к его ослаблению. С начала IX века арабы стали привлекать к управлению провинциями местных феодалов. В 821 году наместником Хорасана становится Тахир ибн Хусейн родом из Герата. Он стал проводить независимую поли­тику. Его наместничество оставалось вассальным по отношению к хали­фату, но стало почти независимым государством.
В Мовароуннахре в качества наместников утвердились представите­ли династии саманидов. которые благосклонно относились к халифату. Так с 820 года они становятся правителями различных городов Мовароуннахра. И уже к середине IX века главные области региона находятся в руках саманидов. А в 873г. в Хорасане пала власть тахиридов, что созда­ло благоприятные условия для усиления влияния саманидов.
Тем временем в Мовароуннахре власть полностью перешла в руки Исмаила Самани (888-907 гг.). В 900 году ему удаётся объединить Мова-роуннахр и Хорасап и создать сильное централизованное государство со столицей в Бухаре. Исмаил Самани провёл ряд административных реформ в результате которых сложилась чёткая система управления государством. Главе государства - эмиру (саманиды называли себя эмирами) бесприкословно подчинялись дергах (весь аппарат двора), диваны (канцелярии) и гвардия тюркских гулямов.
Высшую политическую власть осуществлял сахиб-харас, или эмири-харас, который был исполнителем всех распоряжений саманидского эми­ра. Важным лицом при дворе был векиль - заведующий всем хозяйством дергаха. Центральное управление состояло из 10 диванов. Главным из ди­ванов был диван везиря (ходжа-и-бузуруг). Он возглавлял центральное управление государством и ему подчинялись остальные диваны
При саманидах основные земли Моварроуннахра достигли большого подъема как в области ведения сельского хозяйства, так и в развитии раз­личных ремёсел. Большое экономическое и культурное значение имела караванная торговля. Города Мовароуннахра стали торговыми центрами. Происходит подъём культурной жизни, названный в истории периодом раннего ренессанса.
Во второй половине Х в. государство саманидов постепенно ослабевает из-за борьбы за власть и из-зи внутренних междоусобиц. Оно уже не могло противостоять нападению извне. Именно в этот период на Среднюю Азию начинается наступление тюркских племён караханидов.
Наибольшего расцвета государство Саманидов достигла в последней четверти 9 – первой половине 10 в., когда у власти находились эмиры Исмаил и Наср II Самани . Государственными задачами считали улучшение ирригации и орошение земель , развитие ремесла и торговли, упорядочение налоговой системы, установление норм жизни населения строго по законам шариата, было уделено большое внимание на благоустройство городов и сел , дорог и мостов, строительство каравансараев , медресе.
Большое экономическое и культурное значение имела караванная торговля. Города Мовароуннахра стали торговыми центрами.
При Саманидах основные области Мавераннахра и прежде всего долина Зарафшана были в хозяйственном отношении передовыми. увеличивающийся товарооборот меж­ду городом и деревней, между сельскими земледель­ческими районами и кочевой степью, а также рост караванной торговли, стимулировали развитие сельско­го хозяйства, горного дела и ремесел. В долинах Зарафшана, Кашкадарьи, в Фергане, Илаке, Шаше, Хорезме в Х в. выращивали пшеницу, ячмень, рис, просо, хлопок и другие культуры. В ремесленном производстве было занято большое количество людей, как в городах, так и в селениях.
В период правления Саманидов большой подъем культурной жизни в Хорасане, Мавераннахре, а Мерв, Бухара, Самарканд и Ургенч приобрели славу культурнейших центров того времени. Происходит подъём культурной жизни, названный в истории периодом раннего ренессанса. Особенного расцвета при Саманидах достигла поэзия.
Главной заботой Саманидов было распространение ислама и усиление влияния мусульманского духовенства. Бухара стала духовным центром и была признана оплотом ислама . Ее называли, как писал Наршахи , «Куполом ислама».Здесь развивались богословские школы , собирались лучшие теоретики ислама со всего халифата, открывались религиозные школы- медресе , где готовились проповедники для всего халифата , причем в это время медресе существовали только в Хорасане и Мовароуннахре.( В Багдаде медресе открывается только в 11 в.). Проповедь мусульманской религии достигла в Ср. Азии таких высот , на которые она не поднималась даже в самом халифате.
Духовенство владело землями , участвовало в караванной торговле , сосредоточивая в своих руках огромные богатства . Со времени Саманидов голос духовенства становится решающим в политической борьбе и каждая политическая партия или группа в своей борьбе за трон должна была, прежде всего , заручиться его поддержкой.
Царствование Саманидов было недолговечным. Уже в правление Нуха ибн Насра ( 943-954 гг.) наблюдаются признаки упадка. Во дворце постоянная борьба, интриги. Систематически не получавшее жалование войско открыто выражало свое недовольство, а увеличение налогов вызывало резкий протест населения. Правители провинций стремились расширить свои права, что приводило к ослаблению центральной власти.
Во второй половине Х в. государство саманидов постепенно ослабевает из-за борьбы за власть и из-за внутренних междоусобиц. Оно уже не могло противостоять нападению извне. Именно в этот период на Среднюю Азию начинается наступление тюркских племён караханидов.

Категория: Тесты по истории

"Test-Uz.Ru" © 2014-2024. Информационный портал для школьников, абитуриентов, студентов и учителей

О сайте | Обратная связь