Проблема субстанции в философии
Изучая проблему бытия, Рене Декарт, французский философ, выводит понятие субстанции.
Субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для сво¬его существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.
Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстан¬ций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) так¬же обладают главным качеством субстанции — не нуждаются в сво¬ем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворен¬ные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).
Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: материальные (вещи); духовные (идеи). Все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжением (в длину, в ширину, в высо¬ту, вглубь) и делимы до бесконечности. Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.
Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей). Исходя из этого следует идея дуализма (двойственности) человека.
С точки зрения дуализма Декартом решается и "основной во¬прос философии": спор о том, что первично — материя или соз¬нание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.