Философия постструктурализма

Постструктурализм — общее название для ряда подходов в философии и социогуманитарном познании в 1970 — 1980-х гг., связанных с критикой и преодолением структурализма Цель П. — осмысление всего «неструктурного» в структуре, выявление парадоксов, возникающих при попытке объективного познания человека и общества с помощью языковых структур, преодоление лингвистического редукционизма, построение новых практик чтения. П. в основном французское направление мысли: его главные представители — Ролан Барт, Мишель Фуко, Жак Деррида, Жан Бодрийар, Юлия Кристева. Рубеж, отделяющий структурализм от П., — события весны и лета 1968 г. Этот период характеризуется обострением чувствительности интеллектуала к социальным противоречиям. Падает престиж науки, не сумевшей ни предсказать, ни объяснить социальные катаклизмы. Одной из главных задач П. становится критика западноевропейской метафизики с ее логоцентризмом, обнаружение за всеми культурными продуктами и мыслительными схемами языка власти и власти языка. Логоцентризму, основанному на идее бытия как присутствия, данности, смысла , единства, полноты, в П. противопоставлены идеи различия и множественности. Наиболее последовательно и ярко эта разновидность П. представлена у Деррида. Для того чтобы «перехитрить» метафизику, приходится нарушать междисциплинарные перегородки и политические запреты, выходя на уровень тела, действия, языка в его особом аспекте. Задача метода деконструкции заключается в том, чтобы показать в тексте значимость внесистемных, маргинальных элементов. «Всякий текст живет среди откликов, «перекличех», «прививок», «следов» одного текста на другом. След важнее и первичнее любой системы: это отсрочка во времени и промежуток в пространстве; отсюда столь существенный для Деррида глагол differer, означающий одновременно «различать» и «отсрочивать», и соответствующий неографизм diffAnce («различение»). Под давлением контекста в тексте размываются границы «внешнего» и «внутреннего»: на их место у Деррида и Делеза приходят многообразные мыслительные эксперименты с пространством — всевозможные «складки», «выпуклости-вогнутости», «вывернутые наизнанку полости». П. стремится . к обновлению не только методов и объектов исследования, но и самого метаязыка. В научной обиход вводятся слова и понятия, существовавшие до этого лишь в обыденной речи, но при этом им придается новый смысл, дополняющий и одновременно ограничивающий прежний.

Дата добавления: 2000-01-01 00:00:00
Просмотров: 2772
Категория: Философия


Рекомендуется посмотреть

Пространство и время в микромире. Категории диалектики «содержание» и «форма». Специфика философского подхода к проблеме человека
Религиозное сознание. Проблема субстанции в философии Социобиология о сущности человека


Наш Youtube-канал
База репетиторов
Проходные баллы в институтах Узбекистана
Список вузов Узбекистана
Решение домашней работы

Онлайн тестирование

Английский язык Русский язык
Математика Физика
Биология География
История

База знаний по предметам

Физика Математика
Информатика Литература
Английский язык Окружающий нас мир
Русский язык Химия
История География
Философия Астрономия
Медицина Обществознание
ОБЖ Черчение
Биология Чтение
Экономика Экология

Вход на сайт

Популярные записи

Школьные учебники для 7 класс ... (85015)
Школьные учебники для 5 класс ... (76464)
Школьные учебники для 6 класс ... (71289)
Русский язык 2018 ... (65298)
Школьные учебники для 11 клас ... (63188)
Идеи, выдвинутые в книге През ... (59484)
Математика 2018 ... (52281)
Пять принципов «Узбекской мод ... (47053)
Биология 2018 ... (33262)
Неопозитивизм и его представи ... (33259)

Популярные книги

Математика 5 класс - Узбекист ... (129264)
Математика 6 класс - Узбекист ... (129047)
История Древнего Мира 6 класс ... (109361)
Математика 4 класс - Узбекист ... (109235)
Русский язык 5 класс - Узбеки ... (103274)
Алгебра 7 класс - Узбекистан, ... (87821)
История Узбекистана 7 класс - ... (82514)
Алгебра 8 класс - Узбекистан, ... (78601)
Русский язык 6 класс - Узбеки ... (75523)
Человек и его здоровье 8 клас ... (75327)



"Test-Uz.Ru" © 2014-2021. Информационный портал для школ, лицеев, колледжей и ВУЗов

О сайте
Обратная связь