Русская религиозная философия XX – XXI в

Говоря в целом о современной русской философии, следует отметить две ее основополагающие черты: сильное влияние советской традиции (например, материа¬лизм, формационный подход к истории); обновление, объединение ее различных направлений (совет¬ской, зарубежной и др.), освобождение от догм, приближе¬ние к мировой философии. "Золотым веком" духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в. — 10-х годов ХХ в. На это время пришелся новый расцвет (ренессанс) русской литературы, искусства, философии. Видными представителями религиозного направления того пе¬риода были CH. Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский, СЛ. Франк и другие. CH. Булгаков (1871 - 1944) выдвинул идею объединения всех христианских церквей в единую христианскую "экумениче¬скую" Церковь. Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении. В обществе — это разделение на экономическую, политиче¬скую, духовную сферы и разобщенность внутри них. В религии — разобщенность христианских церквей (право¬славие, католичество, протестантизм). Выход из создавшегося положения Булгаков видел в объединении всех в едином, абсо¬лютном и всемогущем Боге и единой христианской Церкви. Булгаков выступал сторонником идеи Божественного предо¬пределения судьбы человека и ответственности человека перед Богом после смерти. Крупным представителем религиозного направления также был философ и священник П.А. Флоренский Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. По Флоренскому, целостный мир антиномичен (соткан из противоречий, например, хаотичность и логичность мира, единство и прочность Бога и т. д.). Знание открывается разуму непосредственно. Флоренский выдвинул идею, что в будущем в связи с но¬вейшими техническими открытиями будет найдено новое пони¬мание взаимоотношений материи и духа, относительность, не¬постоянство времени и пространства. Идеи Флоренского подтвердились благодаря открытиям в об¬ласти квантовой механики, теории относительности Эйнштей¬на и др. физико-математическим открытиям. В.И. Вернадский (1863 — 1945) — крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы. Далеко не все философы нашли возможность для продолже¬ния своей жизни и философских изысканий в СССР после ус¬тановления советской власти. По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, полу¬чившее название "философия русского зарубежья". Его видными представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и другие. П. С. Мережковский (1864 — 1941) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога. По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа: языческий; приобщения к христианству; полной внутренней гармонии человека, его слияния с хри¬стианством. Идеалы человека и общества Мережковского — христианин, гар¬моничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении. Философия Н.А. Бердяева (1874 — 1948) носит многоаспект¬ный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Можно выделить следующие ос-новные положения философии Бердяева: высшей ценностью в окружающем мире является свобода; свобода, "соборность" (единство духа и воли) составляют осно¬ву существования человека; свобода человека подвергается угрозе извне; данную угрозу несут в себе прежде всего общество и госу¬дарство. Они стремятся подчинить человека, подавить его инди¬видуальность; задача человека — сохранить свою самобыт¬ность, не дать обществу и государству ассимилировать себя; ключевую роль в жизни человека играет также религия; Бог должен быть нравственным символом, примером для человека; отношения между Богом и человеком должны быть "на рав¬ных"; Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек — в роли его раба; человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой. В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедли¬вости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию. Историческая миссия России — построить "Царство Божие" (то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле.

Категория: Философия

Поиск

Абитуриентам

ЦТ, Беларусь

Сборники тестов, Узбекистан
DTM варианты
Онлайн ДТМ тестирование

Решебники

Физика
Математика

Онлайн тестирование

Английский язык Английский язык
Русский язык Русский язык
Математика Математика
Биология Биология
География География
История История

База знаний по предметам

Физика Физика
Математика Математика
Информатика Информатика
Литература Литература
Английский язык Английский язык
Русский язык Русский язык
Химия Химия
История История
География География
Биология Биология

Все разделы

"Test-Uz.Ru" © 2014-2024. Информационный портал для школьников, абитуриентов, студентов и учителей

О сайте | Обратная связь