Понятие «цивилизация» и её структура.

Термин «цивилизация» введен сравнительно недавно — около двух столетий назад — французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость, правовой строй. Но вскоре этому быстро привившемуся понятию стали придавать совершенно различное значение. Так, американский антрополог Л. Морган и вслед за ним Ф. Энгельс определяли цивилизацию как стадию развития человеческого общества, которая наступила вслед за дикостью и варварством и характеризовалась упорядоченностью общественного строя, возникновением классов, государства, частной собственности. О. Шпенглер понимал под цивилизацией фазу заката культурно-исторического типа, его разложения, употреблял этот термин в негативном смысле. А. Тойнби писал о локальных цивилизациях как различных культурно-исторических системах, рассматривая их как динамические образования эволюционного типа. Сейчас стало модным говорить о развитых демократических странах как о цивилизованном мире, в отличие от тоталитарных или диктаторских режимов. Этот термин используется в двух смыслах: мировые и локальные цивилизации. Мировая цивилизация — этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, навыков и интересов человека, технологическим и экономическим способом производства, строем политических и общественных отношений, уровнем развития духовного воспроизводства; по су¬ти дела речь идет о сверхдолгосрочном (многовековом) историческом цикле. Смена мировых цивилизаций выражает поступательное движение исторического прогресса, саморазвитие человечества. Некоторые историки оспаривают правомерность самого понятия «мировая цивилизация». Так, Л.И. Семенникова считает, что «говорить о единой цивилизации, по крайней мере, преждевременно, а может быть, и невозможно. Это скорее мечта интеллектуальной элиты высокоразвитых стран, чем реальность. Об общечеловеческой цивилизации можно говорить лишь в том смысле, что на планете существует сообщество разумных существ, которое развивается в соответствии с естественными и общественными законами и имеет общие интересы. Само человеческое сообщество неоднородно, его историю невозможно понять, исходя из общепланетарного подхода... концепция единой мировой цивилизации отрицает многовариантность развития... под ее флагом вновь предлагается идея унифицированного развития». Такой подход не нов: его отстаивали О. Шпенглер, в какой-то мере А. Тойнби. При этом отрицается всемирная история: она превращается в конгломерат изолированных процессов развития локальных цивилизаций. Отбрасывается взаимовлияние их динамики в рамках общеисторических ритмов развития человечества как единой общности (что не исключает, а предполагает растущее разнообразие ее составляющих). Тем более удивительно встречаться с таким пониманием истории в конце XX в., когда общность исторических судеб всех народов Земли стала очевидной. Кроме того, если продолжать логику рассуждений Л.И. Семенниковой, то нужно отказаться и от понятия локальной цивилизации, в том числе и российской, поскольку и она весьма неоднородна, состоит из множества наций, регионов, городов, сел, каждый из которых имеет свою специфическую, неповторимую историческую ритмику. Одинаково неразумно как игнорировать эту специфику, так и отрицать общность исторической динамики локальных и мировых цивилизаций. Локальные цивилизации выражают культурно-исторические, этнические, религиозные, экономико-географические особенности отдельной страны, группы стран, этносов, связанных общей судьбой, отражающих и преломляющих ритм общеисторического прогресса, то оказываясь в его эпицентре, то удаляясь от него. Каждая локальная цивилизация имеет свой почерк, свой ритм, более или менее синхронизированный с ритмом мировых цивилизаций. Наиболее полная каталогизация локальных цивилизаций проведена А. Тойнби в его многотомном труде «A Study of History» (1934 — 1961 гг.), основное содержание которого издано на русском языке в 1991 г. под названием «Постижение истории».

Дата добавления: 2000-01-01 00:00:00
Просмотров: 3596
Категория: Философия


Рекомендуется посмотреть

Концепция культуры Шпенглера Суфизм и его школы. Философия Шопенгауэра.
Иррациональная ступень познания. Социальное пространство. Основные модели культуры.


Наш Youtube-канал
База репетиторов
Проходные баллы в институтах Узбекистана
Решение домашней работы

Онлайн тестирование

Английский язык Русский язык
Математика Физика
Биология География
История

База знаний по предметам

Физика Математика
Информатика Литература
Английский язык Окружающий нас мир
Русский язык Химия
История География
Философия Астрономия
Медицина Обществознание
ОБЖ Черчение
Биология Чтение
Экономика Экология

Вход на сайт

Популярные записи

Русский язык 2018 ... (58804)
Идеи, выдвинутые в книге През ... (55868)
Школьные учебники для 5 класс ... (50461)
Школьные учебники для 7 класс ... (47492)
Математика 2018 ... (45908)
Школьные учебники для 11 клас ... (45380)
Пять принципов «Узбекской мод ... (40906)
Школьные учебники для 6 класс ... (38912)
Биология 2018 ... (28503)
Неопозитивизм и его представи ... (27786)

Популярные книги

Математика 5 класс - Узбекист ... (83134)
Математика 4 класс - Узбекист ... (80696)
Математика 6 класс - Узбекист ... (80263)
Русский язык 5 класс - Узбеки ... (73387)
История Древнего Мира 6 класс ... (66886)
История 5 класс - Узбекистан, ... (56720)
История Узбекистана 7 класс - ... (56636)
Алгебра 8 класс - Узбекистан, ... (56300)
Человек и его здоровье 8 клас ... (53873)
Алгебра 7 класс - Узбекистан, ... (53381)



"Test-Uz.Ru" © 2014-2021. Информационный портал для школ, лицеев, колледжей и ВУЗов

О сайте
Обратная связь