Эклектика и её представители.

Эклектика, также эклектизм — смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п., основанное на их искусственном соединении. Термин введён в употребление во II веке родоначальником философской школы эклектизма Потамоном. (от греч. eklektikos — способный выбирать, выбирающий) — соединение разнородных, внутренне не связанных и, возможно, несовместимых взглядов, идей, концепций, стилей и т.д. Для Э. характерно игнорирование логических связей и обоснования положений, использование многозначных и неточных понятий и утверждений, ошибки в определениях и классификациях и т.д. Используя вырванные из контекста факты и формулировки, соединяя противоположные воззрения, Э. вместе с тем создает видимость логической последовательности и строгости. В качестве методологического принципа Э. появилась впервые в позднегреч. философии как выражение ее упадка и интеллектуального бессилия. Э. широко использовалась в средневековой схоластике, когда приводилисьдесятки и сотни разнородных, внутренне не связанных доводов «за» и «против» некоторого положения. Э. иногда используется как прием в рекламе и пропаганде, в системах массовой коммуникации, когда фрагментарность имеет большее значение, чем цельность, внутренняя связность и последовательность. Э. обычно маскируется ссылками на необходимость охватить все многообразие существующих явлений единым интегрирующим взглядом, не упуская при этом реальных противоречий. Несостоятельная в качестве общего методологического приема описания действительности, Э. иногда выступает в качестве неизбежного момента в развитии знания. Чаще всего это имеет место в период формирования теории, когда осваивается новая проблематика и еще недостижим синтез разрозненных фактов, представлений и гипотез в единую систему. Эклектичным было, напр., существование наряду друг с другом корпускулярной и волновой теорий света, позднее объединенных в рамках квантовой механики. Элементы Э. присутствуют также в начальный период изучения новой научной дисциплины, когда знания остаются еще фрагментарными и несвязными и нет еще умения выделить в массе сведений наиболее существенное и определяющее. Э. как стиль находит широкое применение, напр., в рекламе, архитектуре и др. областях практической жизни, где последовательность и внутренняя связность не являются основными требованиями. Термин этот ввёл в употребление Потамон (II век), александриец, о котором говорит Диоген Лаэртский в конце своего введения к трактату «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Эклектическое направление, в том случае, когда оно приближается к беспринципному и не методичному соединению противоположных систем, заслуживает осуждения. Такой эклектизм знаменует упадок философского творчества и появляется в истории, обыкновенно, после того как известный принцип теряет в сознании людей свою силу и господствующее положение. Так, после Платона и Аристотеля эклектизм постепенно распространяется, пока, наконец, в александрийской философии не получает всеобщего признания. То же самое замечается и в Вольфовой философии по отношению к философии Лейбница. В XIX веке эклектиком был Кузен (и Жуффруа), старавшийся сочетать принципы немецкого идеализма с началами английского эмпиризма. Критерием при определении истинности начал, который стараются сочетать, обыкновенно служит «здравый смысл». Ежели такое направление в философии и не выдерживает критики, то это ещё не значит, что всякий эклектизм должен быть осуждаем. Всякая система должна считаться с твёрдо установленными фактами и с истинными положениями, какой бы философской школе они ни принадлежали. Эту сторону дела особенно хорошо выразил Лейбниц, утверждавший, что все системы философии правы в том, что они утверждают, ошибаясь лишь относительно того, что они отрицают. Выражая стремление считаться со всеми возможными направлениями и путём критики находить в них зерно истины, эклектизм следовательно может обозначать требование широты кругозора в деле обоснования собственной системы.

Дата добавления: 2000-01-01 00:00:00
Просмотров: 6352
Категория: Философия


Рекомендуется посмотреть

Негативная диалектика Т. Адорно. Семья как ячейка общества Категории диалектики «целое» и «часть».
Время и пространство Гильберта Метрические свойства пространства и времени Неотомизм


Наш Youtube-канал
База репетиторов
Проходные баллы в институтах Узбекистана
Решение домашней работы

Онлайн тестирование

Английский язык Русский язык
Математика Физика
Биология География
История

База знаний по предметам

Физика Математика
Информатика Литература
Английский язык Окружающий нас мир
Русский язык Химия
История География
Философия Астрономия
Медицина Обществознание
ОБЖ Черчение
Биология Чтение
Экономика Экология

Вход на сайт

Популярные записи

Русский язык 2018 ... (58893)
Идеи, выдвинутые в книге През ... (55931)
Школьные учебники для 5 класс ... (50922)
Школьные учебники для 7 класс ... (48058)
Математика 2018 ... (46014)
Школьные учебники для 11 клас ... (45904)
Пять принципов «Узбекской мод ... (41022)
Школьные учебники для 6 класс ... (39531)
Биология 2018 ... (28670)
Неопозитивизм и его представи ... (27994)

Популярные книги

Математика 5 класс - Узбекист ... (83897)
Математика 4 класс - Узбекист ... (81382)
Математика 6 класс - Узбекист ... (81075)
Русский язык 5 класс - Узбеки ... (73895)
История Древнего Мира 6 класс ... (68049)
История Узбекистана 7 класс - ... (57542)
История 5 класс - Узбекистан, ... (57168)
Алгебра 8 класс - Узбекистан, ... (56700)
Человек и его здоровье 8 клас ... (54351)
Алгебра 7 класс - Узбекистан, ... (53969)



"Test-Uz.Ru" © 2014-2021. Информационный портал для школ, лицеев, колледжей и ВУЗов

О сайте
Обратная связь