Диалектика неорационализма Г. Башляра.

Г. Башляр является виднейшим представителем неорационализма. Для неорационализма характерно наполнение философских категорий естественнонаучным содержанием и возведение в ранг новых категорий научных понятий, успешно работающих при формировании теорий в релятивистской механике, физике элементарных частиц, кибернетике, некоторых разделов математики. Частнонаучная методология отождествляется c философской и подменяет её в гносеологических концепциях неорационализма. В целом методологические абстракции представителей «философии науки» неорационализма во многом остаются на уровне частнонаучного знания. Г. Башляр построил конкретную модель «нового научного разума» учёного-теоретика в эпоху НТР. Используя затем эту модель как фундаментальную категорию своей «философии науки», Г. Башляр разрабатывает на её основе «философию нового научного разума». Анализ определяющей роли теории в современной науке приводит Г. Башляра к концепции теоретической идеальной реальности. Диалектика, по Г. Башляру, возможна лишь на уровне абстрагированного теоретического рационализма. Применение диалектики на уровне реализма всегда необоснованно и преждевременно. Г. Башляр отвергает как классическую идеалистическую диалектику Г. Гегеля, так и марксистскую диалектику, причём обе объявляются несовременными c точки зрения их понимания категории противоречия. Так как Г. Башляр полагает эталоном современной «философии науки» стихийно складывающуюся философию физики, он пишет: «Диалектика физики, благодаря тому, что она колеблется между полосами более близкими и не столь уж противоположными, кажется нам более приемлемой, чем тяжеловесные диалектики традиционной философии». Новый научный разум выступает как категория, якобы отражающая принципиальное качественное отличие мышления современных учёных от мышления учёных прошлого. Историческая необходимость подобного качественного изменения научного мышления выводится Г. Башляром из революции в естествознании, начавшейся в начале ХХ в. и продолжающейся по сей день. Г. Башляр характеризует «новый научный разум» тремя чертами: 1) диалектическая гибкость; 2) высший уровень абстрактности; 3) сюрреалистическая интуитивность (сюрреализм = комплексный рационализм + рационализм диалектический). Одна из важнейших черт «нового научного разума»: «Всякая новая истина рождается вопреки очевидности, всякий новый эксперимент рождается вопреки первично-конкретному опыту».

Дата добавления: 2000-01-01 00:00:00
Просмотров: 3164
Категория: Философия


Рекомендуется посмотреть

Культурная антропология о сущности человека Диалектика и метафизика Конвенционализм А. Пуанкаре.
Категории диалектики «сущность» и «явление». Специальная теория относительности Концепция цивилизации Тойнби


Наш Youtube-канал
База репетиторов
Проходные баллы в институтах Узбекистана
Решение домашней работы

Онлайн тестирование

Английский язык Русский язык
Математика Физика
Биология География
История

База знаний по предметам

Физика Математика
Информатика Литература
Английский язык Окружающий нас мир
Русский язык Химия
История География
Философия Астрономия
Медицина Обществознание
ОБЖ Черчение
Биология Чтение
Экономика Экология

Вход на сайт

Популярные записи

Русский язык 2018 ... (58893)
Идеи, выдвинутые в книге През ... (55931)
Школьные учебники для 5 класс ... (50922)
Школьные учебники для 7 класс ... (48058)
Математика 2018 ... (46012)
Школьные учебники для 11 клас ... (45903)
Пять принципов «Узбекской мод ... (41021)
Школьные учебники для 6 класс ... (39531)
Биология 2018 ... (28670)
Неопозитивизм и его представи ... (27994)

Популярные книги

Математика 5 класс - Узбекист ... (83896)
Математика 4 класс - Узбекист ... (81382)
Математика 6 класс - Узбекист ... (81075)
Русский язык 5 класс - Узбеки ... (73895)
История Древнего Мира 6 класс ... (68049)
История Узбекистана 7 класс - ... (57542)
История 5 класс - Узбекистан, ... (57168)
Алгебра 8 класс - Узбекистан, ... (56700)
Человек и его здоровье 8 клас ... (54351)
Алгебра 7 класс - Узбекистан, ... (53969)



"Test-Uz.Ru" © 2014-2021. Информационный портал для школ, лицеев, колледжей и ВУЗов

О сайте
Обратная связь