Суть мирового финансового кризиса, его причины и негативные последствия по книге И.А. Каримова «Мировой финансовый экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана».

Всемирный финансово-экономический кризис, разразившийся в 2008 году и приобретающий сегодня большие масштабы и глубину в оценках многих международных экспертов и специалистов, получает больше вопросов, чем ответов и причинах и прогнозах дальнейшего развития.


Самая актуальная проблема сегодняшнего дня – это разразившийся в 2008 году мировой финансовый кризис, его воздействие и негативные последствия, поиск путей выхода из складывающейся ситуации.

Получив начало с провалов и несостоятельности ипотечного кредитования в США, кризис нашел свое масштабное отражение в кризисе ликвидности важнейших банков и финансовых структур, катастрофическом падении индексов и рыночной стоимости крупнейших компаний на ведущих фондовых рынках мира. Все это, в свою очередь, явилось причиной серьезного спада производства, резкого снижения темпов роста экономики во многих странах, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

  • Многие ведущие аналитические и экспертные центры, анализируя и обобщая материалы, связанные с состоянием и возможными последствиями глобального финансового кризиса, приходят к следующим выводам.
  • Первое подтверждаются практически глобальные масштабы кризисных процессов, происходящих в финансово-банковской системе, неизбежность рецессии и экономического спада, свертывание объемов инвестиционной активности, снижение спроса и сокращение объемов международной торговли, а также серьезные социальные потери, которые могут коснуться многих стран в мире.
  • Второе разразившийся глобальный финансовый кризис продемонстрировал серьезные пробелы и необходимость кардинального реформирования действующей мировой финансово-банковской системы, подтвердил отсутствие должного контроля над деятельностью банков, которые в основном обслуживали свои корпоративные интересы, увлекаясь различными спекулятивными операциями на кредитном рынке и рынке ценных бумаг.
  • Третье масштабы, глубина и последствия финансово-экономического кризиса в каждом отдельном государстве будут во многом зависеть, прежде всего, от прочности финансово-валютной системы, капитализации и ликвидности национальных кредитных институтов, их зависимости от иностранных и корпоративных банковских структур, а также размеров золотовалютных резервов и способности оплачивать зарубежные кредиты, в конечном итоге – от уровня устойчивости, диверсификации и конкурентоспособности экономики страны.
  • Четвертое – скорейший выход из мирового финансового кризиса и смягчение его последствий во многом зависит от эффективности и согласованности принимаемых мер в рамках отдельных государств и мирового сообщества в целом.

И.Каримов убежден, что при реализации принятой Антикризисной программы важное значение имеет поиск дополнительных стимулов для обеспечения максимальной заинтересованности каждого субъекта нашей экономики с тем, чтобы выполнение Программы стало его важнейшим делом.

Оценивая содержание и основные задачи, подлежащие решению в Антикризисной программе, И. Каримов заострил внимание на очень важном, принципиальном вопросе.

Речь идет о том, что, сосредоточивая все внимание, силы и ресурсы на борьбе с последствиями мирового экономического кризиса, укреплении финансово-банковской системы, оказании помощи предприятиям реальной экономики, создании новых рабочих мест и реализации мер по социальной защите населения, мы ни в коей мере должны забывать о перспективе.

Глава государства подчеркнул, что мы должны думать о посткризисном периоде нашего развития, выработке глубоко продуманной долгосрочной Программы целевых проектов по модернизации и техническому обновлению базовых отраслей нашей экономики, внедрению современных инновационных технологий, призванных дать мощный толчок по выходу Узбекистана на новые рубежи, обеспечивающие конкурентоспособность нашей страны на мировом рынке.

Вот та задача, откладывать, которую мы не имеем права, если хотим жить не только сегодняшним, но и завтрашним днем, если думаем о нашем будущем.

Располагает ли Узбекистан для этого необходимыми возможностями, и какой потенциал для реализации этих проектов уже создан?

Надо подчеркнуть, сто серьезная подготовка к реализации подобной масштабной программы у нас уже велась в течение последних лет, а разразившийся мировой кризис, на мой взгляд, еще более подстегивает, требует его всемерного ускорения.

Предварительная проработка проекта Программы по реализации важнейших приоритетных проектов, направленных на модернизацию, техническое и технологическое обновление и кардинальное повышение конкурентоспособности и рост экспортного потенциала экономики, показывает, что этот проект может включить в себя около 300 инновационных проектов в топливно-энергетической, химической и нефтегазоперерабатывающей, металлургической отраслях, легкой и текстильной промышленности, промышленности строительных материалов и машиностроении и других отраслях экономики на общую сумму свыше 24,0 млрд. долларов США, из них проекты нового строительства – около 18,5 млрд. долларов. Проекты модернизации, реконструкции, технического и технологического перевооружения – примерно 6,0 млрд. долларов.
Источниками финансирования объектов, находящихся на стадии проектировании и реализации, предусматриваются: собственные средства компаний и предприятий на общую сумму 8,2 млрд. долларов, кредиты фонда реконструкции и развития республики Узбекистан – 2,5 млрд. долларов и иностранные инвестиции, и кредиты – 13,5 млрд. долларов.

Необходимо принять во внимание, что отдельная часть из этих проектов уже охвачена строительством в 2007-2008 годах, некоторые предусматривается начать в 2009 году.

Как показывает расчеты, реализация указанные проектов позволит за счет внедрение инновационных и энергосберегающих технологий, освоения новых видов востребованных на мировом рынке товаров обеспечить производство дополнительной продукции в объеме 10,4 млрд. ежегодно, рост годового экспорта – на 6,5 млрд. долларов, существенно понять объемы ВВП.

Главная задача сегодня – в кратчайшие сроки завершить окончательную проработку и согласование со всеми заинтересованными структурами, а первую очередь с зарубежными инвесторами, все детали по каждому отдельному проекту и принять эту стратегически важную программу, рассчитанную на 2009-2014 годы.

Категория: Лекции по демократии

"Test-Uz.Ru" © 2014-2024. Информационный портал для школьников, абитуриентов, студентов и учителей

О сайте | Обратная связь