Категории «тождество», «различие», «противоположность», «противоречие», «единство», «борьба».
1 этап. Тождество . Первоначально возникающий предмет в онтологическом
аспекте представляет собой нерасчлененное, бесструктурное единство. Однако
это единство (тождество) содержит в себе в зародыше (потенциально) различия.
Первое, исходное знание о предмете также является нерасчлененным, бес-
структурным представлением, "целостным образом". Такое знание позволяет
опознавать предмет, отличать этот предмет от всех прочих, но такое знание
себетождественно, т.е. содержит лишь потенциальную возможность высказать
какие-либо подробности о предмете.
2 этап. Различие . При общей основе в объекте формируются существенные
части, стороны, тенденции, не соответствующие друг другу и оформляющиеся
как различия. В гносеологическом плане знание о предмете начинает обога-
щаться различными "подробностями" - свойствами, характеристиками, призна-
ками данного объекта.
В онтологическом плане с различия начинается наличное бытие “вещи”. “Вся-
кое наличное бытие есть поэтому некоторое внутри себя разделенное бытие. С
одной стороны, оно существует само по себе, с другой стороны, обладает отношением к другому. Наличное бытие, мыслимое с этими двумя определениями,
есть реальность”, - писал Гегель.
3 этап. Противоположность . Различия в самобытии предмета достигают стадии конкретных, противоположных сторон, тенденций, которые оформляются как противоположности. На этом этапе наше знание начинает фиксировать противоположные характеристики, черты предмета, которые противо-
речат друг другу, порождают "странности", антиномии.
4 этап. Противоречие. Противоположности начинают попарно взаимодейст-
вовать, взаимоисключая и взаимодополняя друг друга, оформляясь как единое
противоречивое целое