Политический плюрализм – составная часть либерализации политической сферы.

В докладе «Узбекистан, устремленный в XXI век» четырнадцатой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан первого созыва 14 апреля 1999 года первым приоритетом стратегии развития, реформирования и преобразований в обществе в преддверии и первые годы XXI века назвал – либерализацию политической, экономической жизни, либерализацию государственного и общественного строительства. Он подчеркнул, что либерализация в политической сфере – это повышение политической активности граждан, формирование в обществе баланса интересов, сильного механизма сдержек и противовесов. А возможно ли этого достичь без политического плюрализма? Ведь одним из условий функционирования демократии выступает политический плюрализм. Это один из принципов политического устройства общества, согласно которому политическая жизнь должна представлять собой сосуществование множества различных взаимосвязанных и одновременно автономных политических групп, организаций, партий. Разрабатываемые же ими программы, идеи, установки находятся в процессе постоянного сопоставления, столкновения, конкурентной борьбы. В условиях политического плюрализма каждый гражданин может придерживаться любых взглядов, мировоззренческих установок, заниматься их пропагандой. Но, имея такое право, он должен уважать такое же право других, терпимо относиться к проявлениям инакомыслия. Политический плюрализм утверждает и принципы дискуссии, и компромиссы в политическом процессе.


В основе политического плюрализма лежат общественные противоречия, которые неизбежно возникают в условиях дифференциации интересов различных групп общества. Причем, чем большим разнообразием характеризуется жизнь общества, тем больше многообразие противоречий, разнообразие экономических, социальных, политических, культурных структур, различных интересов, ценностей порождает противоречивые тенденции, придает динамизм обществу, позволяет избежать их застоя. Это объясняется тем, что на основе возникновения противоречий между различными политическими группами, партиями, организациями, ассоциациями выдвигаются альтернативные варианты общественного развития. Это дает возможность выбрать наиболее предпочтительный, оптимальный вариант, эффективную политическую стратегию, отвечающую потребностям развития всего общества. Следовательно, многообразие экономических, социальных, политических структур, самостоятельных и независимых структур друг от друга, с одной стороны, обогащает жизнь общества, с другой служит необходимым стимулом его прогресса.


Эти политические структуры должны быть относительно самостоятельными и равноправными. Только тогда они смогут конкурировать между собой на политической арене, успешно бороться за политическую власть. Кроме того, автономия и равноправие предполагают равную самостоятельность каждого политического субъекта (индивида, политического института), что дает им возможность независимо определять свои цели и действия в политическом процессе. Все эти факторы, связанные с политическим плюрализмом и определяют лицо демократии. Антиподом политического плюрализма является в обществе политический монизм, который рассматривается как форма политической организации, которой присуще безраздельное господство одной власти, одной партии, одного мировоззрения. Негативным результатом такого рода монополизма (в том числе господства одной формы собственности, производителя над потребителем) становится процесс стагнации общества. Однако нельзя рассматривать наличие политического плюрализма в обществе только в качестве самоцели. Он призван защищать свободу граждан и гарантировать всем равные права на свободу. Признавая существование многообразных интересов, убеждений, образа жизни различных групп, общество одновременно воплощает в жизнь принцип толерантности. Эти понятия неразрывно связаны друг с другом. Идея политического плюрализма ориентирована на толерантность, а толерантность имеет свои законные основания в идее свободы и справедливости. Выделяются две формы толерантности: толерантность как общественно-государственный и цивилизационный принцип. Таким образом, основная функция толерантности состоит в уважении прав человека, признания их в качестве основных. Поэтому плюрализм и толерантность определяют лицо демократии.


Отсюда вывод – политический плюрализм в сочетании с толерантностью являются не только составной частью либерализации, но и условием ее осуществления, а также целью либерализации политической жизни общества.

Категория: Лекции по демократии

"Test-Uz.Ru" © 2014-2024. Информационный портал для школьников, абитуриентов, студентов и учителей

О сайте | Обратная связь