Проблемы либерализации и демократизации судебно-правовой системы.

Обеспечение верховенства закона, усиление охраны прав и интересов личности, семьи, общества и государства, повышения правовой культуры и правосознания населения, воспитание законопослушных граждан – это не только цель, но и условие построения подлинно-демократического правового государства и гражданского общества с развитой рыночной экономикой. Со дня обретения независимости в области либерализации и демократизации судебно-правовой системы сделаны значимые шаги. Создана судебная система, отвечающая требованиям современной демократии. Из орудия репрессий и карательного аппарата суд превращается в подлинно независимый институт государства, призванный надежно защищать права и свободы человека и гражданина. Последовательно и неуклонно преодолевается отчуждение и недоверие граждан к суду. Уже в первом Законе «О судах», были закреплены общепризнанные принципы: как презумпция невиновности, право на защиту и другие принципы, получившие затем развитие в новых Уголовно-процессуальном, Гражданско-процессуальном и других кодексах и законодательных актах республики. С учетом мирового опыта в стране учреждены Конституционный суд, хозяйственные суды.


Важным этапом реформирования судебной системы стало принятие в новой редакции Закона «О судах».

  • В чем различие нового Закона «О судах» от прежнего?
  • Во-первых, созданы эффективные механизмы принципа разделения властей и независимости суда.
  • Во-вторых, законодательно закреплена специализация судов по гражданским и уголовным делам.
  • В-третьих, задачи материально-технического и финансового обеспечения судов возложены на судебный департамент при Минюсте.
  • В-четвертых, создан демократический правовой механизм подбора и расстановки судебных кадров. Это осуществляет Высшая квалификационная комиссия по отбору и рекомендации на должность судей при Президенте Республики Узбекистан. В соответствии с Законом внесены изменения в Уголовно-процессуальное и Гражданско-процессуальное законодательства. Введен апелляционный порядок рассмотрения дел. Реформирована кассационная инстанция. Предоставлено гражданам право выбора защиты путём апелляционного и кассационного обжалования судебных решений. Наряду с судебной системой глубокие реформы происходят в системе МВД, прокуратуры, других правоохранительных органов и силовых структур, обеспечивающих законность и правопорядок в обществе. Правовая доктрина основана на демократических принципах. В соответствии с Конституцией, прежде всего, обеспечивается приоритет прав человека. Человек является главным субъектом защиты и посягательства на его жизнь и здоровье – тягчайшее преступление. По предложению Президента внесены изменения в уголовную политику. Речь идет о либерализации наказаний. Увеличено количество преступлений, попадающих в число не представляющих большую общественную опасность, что позволяет следственным и судебным органам использовать более гибкие правовые ограничения, не связанные с заключением под стражу. Двенадцать составов преступлений переведены из категории тяжких в менее тяжкие, семь составов преступлений – из категории особо тяжких в тяжкие. Расширилась в уголовном законодательстве возможность применения экономического воздействия в отношении лиц, совершивших преступления в сфере экономики. Пересмотрено применение такого вида уголовного наказания как конфискация имущества. Пересмотрена система наказаний несовершеннолетних, женщин и людей преклонного возраста. В Узбекистане отменена смертная казнь. Принят в новой редакции Закон «О прокуратуре» в котором исключены ранее имеющиеся полномочия у прокуратуры.

Глава государства уделил внимание вопросу подготовки юридических кадров.

Категория: Лекции по демократии

"Test-Uz.Ru" © 2014-2024. Информационный портал для школьников, абитуриентов, студентов и учителей

О сайте | Обратная связь