В республике утверждаются принципы подлинной демократии соответствующие опыту жизни народа, национальным и культурным традициям. Все больше утверждается приоритет общечеловеческих ценностей, все отчетливей в нашу жизнь внедряются новые демократические нормы, конституционно гарантируется защита свободы и прав граждан. Одним из важнейших демократических принципов, определяющих степень демократичности общества, является принцип разделения властей. В своём докладе «Узбекистан, устремленный в XXI век», на четырнадцатой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан второго созыва 14 апреля 1993 года, Ислам Каримов, говоря об углублении и либерализации процессов государственного строительства, обратил особое внимание на то, как на деле реализуется предусмотренный в Конституции и принятых законах принцип разделения властей между её ветвями. В стране практически сложилась система государственного управления, есть в нашем государстве высший законодательный орган Олий Мажлис, есть, избираемые местные представительные органы – Кенгаши, есть Президент, есть Премьер-министр, вице-премьеры, есть наделенные соответствующими полномочиями министры и руководители ведомств, есть хокимы и их подразделения. И вся эта система, и каждая в ней структура власти должны четко выполнять свои функции во имя единой конечной цели – реализации воли и надежд народа. В каждый ветви власти на правовой основе установлены подлинно демократические нормы и процедуры, исключающие рецидивы авторитаризма и тоталитаризма. Для этого создана стройная система сдержек и противовесов. Возьмем, например, механизм принятия закона. Законопроект, принятый Законодательной палатой, направляется на рассмотрение Сената, который в случае утверждения, направляется на подпись Президенту. Президент подписывает закон, который после опубликования в официальных источниках, вступает в силу. Сенат имеет право возвратить закон со своими замечаниями в Законодательную палату. Может быть создана согласительная комиссия. Но, если закон двумя третьи голосами депутатов Законодательной палаты остаётся без изменений, то Сенат утверждает закон в прежней редакции и направляет его на подпись Президенту. Президент вправе отклонить закон и направить его обратно в Олий Мажлис. Но если закон в две третьи голосов от общего числа депутатов Законодательной Палаты и Сената одобряется в прежней редакции, то он подписывается и обнародуется Президентом. Механизм сдержек и противовесов проявляется и в назначении Президентом Премьер-министра, Хокимов областей и города Ташкента. В соответствии с Конституционным Законом «Об усилении роли политических партий в обновлении дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны». Кандидатура Премьер-министра Республики Узбекистан для утверждения Законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан представляется Президентом после проведения консультаций с каждой из фракций политических партий, представленных в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан и депутатами, избранными от Экологического движения Узбекистана. Утвержденной считается кандидатура Премьер-министра Республики Узбекистан, набравшая большинство голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Президент имеет право после проведения дополнительных консультаций с фракциями политических партий и депутатами от Экологического движения Узбекистана, ещё дважды представлять кандидатуры Премьер-министра. Президент имеет право распустить Парламент, или одну из палат. Аналогичная процедура с назначением Хокимов областей и города Ташкента. Только здесь Президент проводит консультации с фракциями политических партий в Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента.
Президент имеет право распустить Парламент только по согласованию с Конституционным судом и в не условиях чрезвычайного положения. Президент представляет Олий Мажлису Республики Узбекистан ежегодные доклады по важнейшим вопросам социально-экономической жизни, внутренней и внешней политики страны. Конституционный суд Республики Узбекистан определяет соответствие Конституции Республики Узбекистан законов Республики Узбекистан и постановлений палат Олий Мажлиса, указов Президента, постановлений правительства и местных органов государственной власти, межгосударственных договорных и иных обязательств Республики Узбекистан. Решения Конституционного суда вступают в силу с момента опубликования. Они окончательны и обжалованию не подлежат. Таковы механизмы сдержек и противовесов, исключающие рецидивы авторитаризма и тоталитаризма, и делающие принцип разделения властей основой демократичности политической жизни общества.
Категория: Лекции по демократии |
Абитуриентам
Сборники тестов, Узбекистан
DTM варианты
Онлайн ДТМ тестирование
Решебники
Онлайн тестирование
Английский язык
Русский язык
Математика
Биология
География
История
База знаний по предметам
Физика
Математика
Информатика
Литература
Английский язык
Русский язык
Химия
История
География
Биология
"Test-Uz.Ru" © 2014-2024. Информационный портал для школьников, абитуриентов, студентов и учителей