Принцип разделения властей – основа демократичности политической жизни общества.

В республике утверждаются принципы подлинной демократии соответствующие опыту жизни народа, национальным и культурным традициям. Все больше утверждается приоритет общечеловеческих ценностей, все отчетливей в нашу жизнь внедряются новые демократические нормы, конституционно гарантируется защита свободы и прав граждан. Одним из важнейших демократических принципов, определяющих степень демократичности общества, является принцип разделения властей. В своём докладе «Узбекистан, устремленный в XXI век», на четырнадцатой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан второго созыва 14 апреля 1993 года, Ислам Каримов, говоря об углублении и либерализации процессов государственного строительства, обратил особое внимание на то, как на деле реализуется предусмотренный в Конституции и принятых законах принцип разделения властей между её ветвями. В стране практически сложилась система государственного управления, есть в нашем государстве высший законодательный орган Олий Мажлис, есть, избираемые местные представительные органы – Кенгаши, есть Президент, есть Премьер-министр, вице-премьеры, есть наделенные соответствующими полномочиями министры и руководители ведомств, есть хокимы и их подразделения. И вся эта система, и каждая в ней структура власти должны четко выполнять свои функции во имя единой конечной цели – реализации воли и надежд народа. В каждый ветви власти на правовой основе установлены подлинно демократические нормы и процедуры, исключающие рецидивы авторитаризма и тоталитаризма. Для этого создана стройная система сдержек и противовесов. Возьмем, например, механизм принятия закона. Законопроект, принятый Законодательной палатой, направляется на рассмотрение Сената, который в случае утверждения, направляется на подпись Президенту. Президент подписывает закон, который после опубликования в официальных источниках, вступает в силу. Сенат имеет право возвратить закон со своими замечаниями в Законодательную палату. Может быть создана согласительная комиссия. Но, если закон двумя третьи голосами депутатов Законодательной палаты остаётся без изменений, то Сенат утверждает закон в прежней редакции и направляет его на подпись Президенту. Президент вправе отклонить закон и направить его обратно в Олий Мажлис. Но если закон в две третьи голосов от общего числа депутатов Законодательной Палаты и Сената одобряется в прежней редакции, то он подписывается и обнародуется Президентом. Механизм сдержек и противовесов проявляется и в назначении Президентом Премьер-министра, Хокимов областей и города Ташкента. В соответствии с Конституционным Законом «Об усилении роли политических партий в обновлении дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны». Кандидатура Премьер-министра Республики Узбекистан для утверждения Законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан представляется Президентом после проведения консультаций с каждой из фракций политических партий, представленных в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан и депутатами, избранными от Экологического движения Узбекистана. Утвержденной считается кандидатура Премьер-министра Республики Узбекистан, набравшая большинство голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Президент имеет право после проведения дополнительных консультаций с фракциями политических партий и депутатами от Экологического движения Узбекистана, ещё дважды представлять кандидатуры Премьер-министра. Президент имеет право распустить Парламент, или одну из палат. Аналогичная процедура с назначением Хокимов областей и города Ташкента. Только здесь Президент проводит консультации с фракциями политических партий в Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента.
Президент имеет право распустить Парламент только по согласованию с Конституционным судом и в не условиях чрезвычайного положения. Президент представляет Олий Мажлису Республики Узбекистан ежегодные доклады по важнейшим вопросам социально-экономической жизни, внутренней и внешней политики страны. Конституционный суд Республики Узбекистан определяет соответствие Конституции Республики Узбекистан законов Республики Узбекистан и постановлений палат Олий Мажлиса, указов Президента, постановлений правительства и местных органов государственной власти, межгосударственных договорных и иных обязательств Республики Узбекистан. Решения Конституционного суда вступают в силу с момента опубликования. Они окончательны и обжалованию не подлежат. Таковы механизмы сдержек и противовесов, исключающие рецидивы авторитаризма и тоталитаризма, и делающие принцип разделения властей основой демократичности политической жизни общества.

Категория: Лекции по демократии

"Test-Uz.Ru" © 2014-2024. Информационный портал для школьников, абитуриентов, студентов и учителей

О сайте | Обратная связь