Категории диалектики «необходимость» и «случайность».

Необходимость: а) синоним конкретно-всеобщего, характеризует существенные, закономерные связи, внутренние, устойчивые, повторяющиеся отношения в действительности; б) основная тенденция развития предмета, явления; в) способ превращения в действительность единственной в данных условиях возможности. Наступление события - причины влечет за собой определенное явление - следствие. Поскольку в природе любое явление имеет свою причину, то здесь, господствует необходимость. При рассмотрении общественной жизни Энгельс случайности трактует не как то, из чего складывается необходимый процесс, а как нечто, образующее его видимость. Такая позиция вытекает не столько из научно-теоретического, сколько из идеологического характера, поскольку основоположники марксизма переход от капитализма к социализму истолковывали как безальтернативную неизбежность. При таком понимании историческая необходимость абсолютизируется, а случайность низводится к чисто поверхностному явлению, к тому, что кажется. Случайность - форма проявления необходимости, такая связь причины и следствия, при которой допускается реализация любого из множества возможных альтернативных следствий. Случайность проявляется в результате перекрещивания различных по своей природе процессов. Она выражает наличие разнообразия в мире, придает процессам черты оригинальности, неповторимости. Случайность признается в качестве фактора свободы человека, не предопределенности и необратимости социальных изменений, условия нового в истории. В современной цивилизации, отличающейся неустойчивостью, не равновесностью социальных изменений, значение случайности возрастает, ибо человек открывает для себя мир во многом по законам случая, в процессе проб и ошибок. Совокупное действие большого числа случайных факторов нивелируется и образуется в соответствии со статистическими законами нечто закономерное. Чем сложнее форма движения материи, тем относительно большую роль играет в ней случайность. Ведь в высших формах движения проявление низших форм есть случайность. Характер социальной детерминации опосредован способностью человека к свободному выбору и волевому решению. Поэтому возрастает вероятностный характер общественных явлений, что может породить представление о случайной природе поступков. Но эта иллюзия рассеивается, если обратить внимание на предпосылки деятельности. Последняя осуществляется в границах физической, биологической и социальной необходимости, детерминирована внешними условиями и внутренними мотивами. При этом мотивационная свобода человека относительна.

Дата добавления: 2000-01-01 00:00:00
Просмотров: 2723
Категория: Философия

Рекомендуется посмотреть

Мифологическое мировоззрение.
Мировоззрение и его структура.
Религиозное мировоззрение
Функции философии и их характеристика.


Список вузов Узбекистана
Проходные баллы в институтах Узбекистана
Решение домашней работы

Онлайн тестирование

Английский язык
Русский язык
Математика
Физика
Биология
География
История

База знаний по предметам

Физика
Математика
Информатика
Литература
Английский язык
Медицина
Русский язык
Химия
История
География
Философия
Астрономия
ОБЖ
Черчение
Биология
Чтение
Экономика
Экология
Окружающий нас мир
Обществознание

Вход на сайт



"Test-Uz.Ru" © 2014-2022. Информационный портал для школ, лицеев, колледжей и ВУЗов

О сайте
Обратная связь