Категории диалектики «система», «элемент», «структура».

Впервые слово “элемент” употребил Платон. Элемент – относительно самостоятельная, качественно определенная составная часть сложного целого. Методологическая ценность категории заключается в том, что в познании и перестройке мира он позволяет в каждой системе обозначить относительные границы, меру; этой системы и сосредоточить на ней деятельность. Структура (от лат. – строение, размещение, порядок) – это относительно устойчивый способ (закон) связи элементов (частей) качественно определенного сложного целого, который обеспечивает его целостность при различных изменениях (внутренних и внешних). Структура отражает единство, взаимосвязь внутренних и внешних связей, обеспечивает устойчивость качественных характеристик системы, целостного образования. Иными словами, она фиксирует состояние системы в данный момент. В этом и ценность, и содержание структурного подхода, структурного анализа. Но такой подход ограничен по той причине, что бытию любой системы присущи изменения, развитие. Это находит отражение в историческом подходе. Научный подход к исследованию любого объекта имеет в виду использование как структурного, так и исторического подхода. Структурный и исторический подходы не исключают, а дополняют друг друга, так как каждый из них ориентирует на исследование определенных типов связей. Структура объекта (процесса) и функции ее элементов взаимно обусловливают друг друга, взаимозависимы, что находит отражение в категориях диалектики – форме и содержании. Система (от греч. – целое, состоящее из частей, соединений) – это совокупность взаимосвязанных, упорядоченных, элементов (частей), которая характеризуется структурой, и организацией, определенной целостностью. Под системным подходом понимают направления социально-научного познания, в основе которого лежит требование рассматривать каждый объект как систему.Системный подход имеет много общего со структурализмом и структурно-функциональным анализом, но более широко применяется. Системно-структурный анализ – это один из принципов системного анализа, который требует анализировать структуру объекта с учетом назначения (функции) каждого из элементов. Важными характеристиками систем, особенно живых, технических и социальных являются передача в них информации, наличие управления, связанных с достижением определенных целей (например, создание на какой-то территории единого экономического пространства, общего рынка и т.д.). Выделяют также материальные и идеальные (абстрактные) типы систем. Первые как целостные совокупности материальных объектов, делятся в свою очередь на системы неорганической природы и живые cистемы (клетка, простейшие организмы, экосистемы и т.д.). К отдельному типу (группе) надо отнести социальные системы, спектр функционирования которых очень широк. Это люди, объединенные общей целью, организации (партии, профсоюзы, этнические или национальные сообщества и др.). Каждая социальная система в определенной степени детерминирует поведение (действия) элементов, которые в нее входят.С позиции диалектико-материалистического понимания мира развитие социальных систем рассматривается как исторический процесс, базисом которого служат производственные отношения.Абстрактные (идеальные) системы – это продукты (результаты) деятельности человеческого мышления (идеи, понятия, гипотезы, теории и т.д.). Задачи обоснования математики и логики потребовали pas работки принципов построения и определения природы формализоваванных логических систем (математика, металогика). Разработка таких систем необходима для кибернетики и вычислительной техники.Пользуясь классификацией

Дата добавления: 2000-01-01 00:00:00
Просмотров: 3635
Категория: Философия


Рекомендуется посмотреть

Категории «свойство», «качество», «количество», «мера». Цивилизационный подход Н. Данилевского. Гносеологическая сторона основного вопроса философии.
Необихевиоризм о сущности человека Теория круговорота А. Тойнби. Кризис рационализма в современной науке.


Наш Youtube-канал
База репетиторов
Проходные баллы в институтах Узбекистана
Список вузов Узбекистана
Решение домашней работы

Онлайн тестирование

Английский язык Русский язык
Математика Физика
Биология География
История

База знаний по предметам

Физика Математика
Информатика Литература
Английский язык Окружающий нас мир
Русский язык Химия
История География
Философия Астрономия
Медицина Обществознание
ОБЖ Черчение
Биология Чтение
Экономика Экология

Вход на сайт

Популярные записи

Школьные учебники для 7 класс ... (76151)
Школьные учебники для 5 класс ... (70466)
Русский язык 2018 ... (64785)
Школьные учебники для 6 класс ... (63675)
Школьные учебники для 11 клас ... (60416)
Идеи, выдвинутые в книге През ... (59142)
Математика 2018 ... (51952)
Пять принципов «Узбекской мод ... (45838)
Биология 2018 ... (32909)
Неопозитивизм и его представи ... (32556)

Популярные книги

Математика 5 класс - Узбекист ... (118694)
Математика 6 класс - Узбекист ... (117781)
Математика 4 класс - Узбекист ... (103470)
История Древнего Мира 6 класс ... (102521)
Русский язык 5 класс - Узбеки ... (96082)
Алгебра 7 класс - Узбекистан, ... (80568)
История Узбекистана 7 класс - ... (77058)
Алгебра 8 класс - Узбекистан, ... (74614)
Человек и его здоровье 8 клас ... (71068)
История 5 класс - Узбекистан, ... (71063)



"Test-Uz.Ru" © 2014-2021. Информационный портал для школ, лицеев, колледжей и ВУЗов

О сайте
Обратная связь