Цели, задачи и источники изучения истории Узбекистана.

История с греч означает рассказ о прошедшем, повествование о том, что узнано и исследовано. Историческая наука изучает прошлое человечества во всем его многообразии и конкретности, которое познается с целью понимания настоящего и определения целесообразного будущего. История как наука изучает закономерности общественного развития в определенных временных рамках и пространства. общественное развитие идет по спирали, каждый завиток которой имеет свою форму свое социальное, экономическое, политическое значение и вид. В каждом завитке спираль имеет свою основу (стержень), они меняют только свою форму.
Одной из актуальных проблем, стоящих перед народом Узбекистана, является задача воспитания молодежи в духе идеологии национальной независимости. Ее решение невозможно без обращения к богатейшей истории нашей страны. Президент Руз И.А.Каримов подчеркивал: «Духовный фундамент нашего дома, опоры будущего нашего государства – очень древние и очень прочные. Этого никто не может отрицать. Наша история уходит корнями в глубь тысячилетий.» Обращаясь к истории, необходимо помнить, что это «память народа» и поэтому требует к себе бережного и уважительного отношения. Люди, не обладающие исторической памяти, превращаюся в манкуртов, людей без родины, без нравственности, без гражданской позиции. Знание истории способствует не только осознанию своего прошлого, но и позволяет ориентироваться в современных проблемах, выбирать свою дорогу в жизни, определять путь в будущее. 
Предметом истории Узбекистана является:
изучение богатого, поистине уникального прошлого нашего народа через призму важнейших исторических фактов, событий, явлений, процессов, вклада наших великих предков в сокровищницу мировой цивилизации, деятельности широких народных масс, их борьбы за прогресс и процветание Отечества, за свою свободу и независимость;
анализ социально- политических, экономических и культурных аспектов исторического развития нашего региона с древнейших времен до наших дней в тесной взаимосвязи со всемирной историей.
Важнейшие задачи курса:
представить молодому поколению историю Узбекистана со всеми ее светлыми и темными сторонами, с многообразием общественно- политических, экономических и культурных связей и перспектив общественного развития, с кипением человеческих страстей и столкновением личностей, со всеми сложностями и противоречиями;
повысить политическую культуру молодежи, помочь ей сформулировать социальные ориентиры, что является жизненно необходимым в новом для нас, плюралистическом обществе, с разными позициями, с многообразием подходов, многопартийностью.
воспитать у молодого поколения высокую духовность и нравственность.
важнейшей задачей курса является воспитание у молодежи чувства патриотизма, поскольку " любовь к Отчизне способна разрешить любую проблему, способна все победить".
Любая наука имеет свой предмет, т. е. круг изучаемых вопросов или проблем. В Истории Уз-на след. проблемы:
1)Уз – один из очагов мировой цивилизации
2)Формирование государственности на всех этапах развития
3)Формирование духовности народа
4) Этническое формирование узбекского народа
5)Развитие науки и культуры на всех этапах развития истории региона
6)Завоевание С.А. Россией (колониальный период)
7)Уз в годы советского тоталитаризма(1917-1991гг.)
8)Уз в годы независимости.
Как и любая наука, история Узбекистана тоже имеет свои методы изучения (методоло­гия - учение о научном методе познания). Методология истории – это подход к анализу исторических явлений, который опирается на 2 основополагающих принципа:
1) Принципа историзма предполагает, что:
анализ каждого исторического явления и исторических фактов рассматривается исторически, т.е. в развитии от прошлого к настоящему, что облегчает понимание стратегических путей построения будущего; каждое событие следует рас­сматривать лишь в контексте той исторической эпохи, к которой оно относится. Нельзя выводы из одного исторического времени перено­сить в другое, поскольку каждое историческое время имеет свои осо­бенности;
анализ нужно осуществлять во взаимосвязи со всем, что одновременно происходит в других государствах и ре­гионах мира, т.к. человеческое общество – системное понятие поскольку изменения, происходящие на мировой арене, отражаются на по­ложении всех стран мира (особенно в условиях современности) и за­ставляют корректировать внутреннюю и внешнюю политику государ­ства, в том числе и Р.Уз;
 правильные выводы при анализе исторических событий можно сделать, только учитывая конкретный опыт истории.
2) Принципа социального подхода предусматривает переход от бытовавшей в советской исторической литературе призмы классовых интересов в анализе истории к призме общечеловеческих интересов, т.е. восстановлению принципа гуманизма в историческом анализе.
Источники:
-вещественные: каменные и металлические орудия труда, оружие, украшения, посуда.
- письменные: древние надписи, рукописи, книги.
В ВУЗе, опираясь на эти знания, студенты должны будут научиться анализировать фактическую историю, суметь сделать правильные выводы, а также, с точки зрения исторической логики, научиться видеть причинно-следственные связи в структуре исторического материала. Решению этой задачи помогают читаемые преподавателем лекции и проводимые семинарские занятия. На лекциях с современных методологических позиций на историческом материале, водя в учебный процесс новую историческую литературу, преподаватель формирует у студентов правильное понимание курса, а на семинарских занятиях эти знания практически закрепляются. При этом огромное значение приобретает самостоятельная работа студентов по углубленному изучению не только учебной, но и научной литературы.
Что касается вопроса об основных типах и видах источников по курсу «История Узбекистана», то преподаватель, как правило, дает им краткую характеристику на занятиях при освещении программного материала. Источниковую базу изучаемых тем составляют  археологические находки, древние надписи, монеты, содержащие в себе большую историческую информацию, а также огромный пласт письменных источников, начиная от средневековых рукописей до современной нормативной документации и периодической печати По периоду независимости Республики Узбекистан -это Конституция РУз, Законы РУз, принимаемые Олий Мажлисом, и труды Президента РУз И.А. Каримова.

Просмотров: 5715
Категория: Тесты по истории


Рекомендуется посмотреть

Комментарии



Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Пре ...(33076)
Пять принципов «Узбекской мо ...(10953)
Основные признаки цивилизаци ...(5804)
Концепция цивилизации Тойнби ...(5699)
Социальное пространство. ...(5593)
Неопозитивизм и его представ ...(5288)
Практика как основа и цель п ...(4521)
Основные подходы к цивилизац ...(4243)
Перцептуальное пространство. ...(4214)
Биологизаторские концепции ч ...(4028)

Социальные сети



Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 7
Ботов - 3