Президент И. А. Каримов о значении изучения истории (по работе И.А. Каримова «Без исторической памяти нет будущего»).

Понятие «история» в переводе с греческого языка означает «рассказ о событиях». Со времен античности наука о прошлом становится самостоятельной областью человеческого познания.
Историческая наука изучает развитие цивилизации во всей её конкретности и многообразии, она определяет закономерности развития человечества в его прошлом и настоящем. Говоря словами известного французского  историка М.Блока, «история – это  наука о человеке, о людях во времени».
Не случайно И.А.Каримов в своем выступлении «Без исторической памяти нет будущего» отметил, что самосознание народа начинается со знания истории. «Эту истину, не требующую доказательств, необходимо поднять на уровень государственной политики».  В основу произведения И.А. Каримова «Без исторической памяти нет будущего» (1999г.) легло интервью Президента в 1998 году в июне с историками и журналистами. Наш  Президент анализировал состояние исторической науки, выдвинул ряд проблем в этой сфере, подчеркнул важность изучения правдивой истории в период духовного возрождения общества, выделил те вопросы, на которые должны ответить историки.
История воспитывает личность. Желание знать свое прошлое, свои корни присуще каждому человеку. Историческая память необходима для возрождения духовности. Человек, знающий историю своей страны, своего народа – человек, который может мыслить самостоятельно, его трудно сбить с истинного пути, навязать чуждую ему волю. Уроки истории воспитывают волю, учат бдительности.
Узбекистан с обретением независимости получил возможность восстановить свою правдивую историю. В советское время многие исторические события, деятельность исторических личностей искажались, анализировались через призму классового идеологизированного подхода; многие имена были забыты. Для написания правдивой истории сначала надо определить целостную концепцию, т.е. программу исследований, выделить научные методы изучения, поставить конкретные задачи, вопросы на которые необходимо найти ответы. Это начало сложной и длительной работы. Далее в связи с требованиями времени необходимо пересмотреть деятельность института истории, археологии, Востоковедения при академии наук Р Уз, подойти критически к деятельности историков, ученых, оказать им материальную помощь. Учебные заведения необходимо укомплектовать исторической литературой. Создание научной правдивой истории должно стать актуальной задачей для широкой общественности. В 1998 году принято постановление РУз «О совершенствовании деятельности Института истории Академии наук РУз». В нем  говорится, что целью института является восстановление подлинной истории и государственности узбекского народа, достижение признания значимости научных трудов различных исторических деятелей Средней Азии мировой общественностью, разработка исторических книг на основе анализа исторических документов. Основная задача историков Узбекистана – создание правдивой истории с научной точки зрения.
В своем произведении И.А. Каримов говорит, что о народе узнают не по его названию, а по его культуре. Узбекский народ имеет все основания, чтобы называться духовно богатой и независимой нацией, т.к. мы наследники великих мыслителей Востока (Улугбек, Ибн Сино, Беруни, Навои, Фараби и др.), которые внесли неоценимый вклад в развитие мировой культуры и науки; мы обладатели уникальных архитектурных памятников, множества исторических ценностей, сложившихся традиций. Богатое культурное наследие – один из источников идеологии национальной независимости. Очень важно знать, как шел процесс развития культуры, какие факторы способствовали этому. Культура – результат деятельности ни одного народа, а многих этнических групп, проживающих на данной территории. Народ и его культура остаются навсегда, а переселенцы и покорители уходят.
Как неоднократно отмечал Президент, историческая память, восстановление объективной и правдивой истории народа, родного края, имеют огромное значение для духовного возрождения общества. Основные положения выступления И.А. Каримова  легли в основу его произведения «Без исторической памяти нет будущего». Как отмечается в этой работе, интерес к родной истории - естественное явление. «Каждому человеку присуще желание знать свою родословную, кто были его предки, историю кишлака, города, где он родился и вырос, одним словом, историю Родины». Узбекский народ имеет богатое историческое прошлое, которое неразрывно связано с историей Средней Азии. Территория этого региона считается одним из древних очагов человеческой цивилизации. Однако история Узбекистана долгое время излагалась тенденциозно, многие факты искажались или умалчивались, имена отдельных государственных деятелей, ученых были преданы забвению. Возможности исторического научного анализа были ограничены классовым, идеологизированным методологическим подходом. В условиях советского тоталитаризма история выполняла функцию поддержки режима.
В произведении И.А. Каримова определены задачи, стоящие перед исторической наукой, выделены наиболее актуальные проблемы, над которыми должны работать историки. Говоря об историческом прошлом узбекского народа, о его самобытности и духовности, Президент страны отметил необходимость выработки целостной концепции, опирающейся на глубокую научную основу.
Наиболее важным и актуальным является история государственности, когда она возникла на территории Узбекистана, какие этапы прошла. Государственность на территории региона насчитывает 2700 лет. Говоря об истории государственности, И.А. Каримов особо остановился на роли Амира Темура в развитии государства, подчеркнул значение «Уложения» Темура, считая его «классическим произведением об искусстве управления государством». В связи с этим вполне естественно возникает вопрос о роли личности в истории. И главным критерием, по мнению Президента, должны быть конкретные дела, осуществленные для процветания нации, государства, то наследие, которое он оставил после себя. С этих позиций в работе раскрывается и роль Амира Темура в нашей истории.
Следующий вопрос, на который обращает внимание Президент в своей работе - это этническое формирование узбекского народа. И.А. Каримов подверг критике отдельные взгляды на эту проблему. Например, нельзя начинать историю узбекского народа с XVI века, когда получил распространение этноним «узбек». «Ведь и до того жил здесь оседлый народ! Была же у этого оседлого народа своя культура! Кто бы ни наступал, например, монголы, которые господствовали с 20-х годов XIII века до 70-х годов XIV века, происходило взаимовлияние культур, и все же основной оставалась культура местного народа, преобладала именно она».
Одним из главных источников идеологии национальной независимости является богатое духовное наследие нашего народа. Как отмечается в работе: «Мы узнаем о народе не по его названию, а по его культуре, через его духовность». Имена таких ученых, как Ахмад аль-Фаргони, Абу Наср Фараби, Мухаммад Хоразми, Ибн Сино, Абу Райхон Беруни, Имам аль-Бухари, Улугбек, Алишер Навои, Бабур, внесших вклад в развитие науки и культуры, стали известны всему миру. К сожалению, многие труды этих ученых оставались неизвестными на родине их авторов. Поэтому очень важно показать процесс развития культуры в регионе, какие факторы способствовали ее расцвету. Нынешняя наша богатая культура - это плод цивилизации, возникшей на территории региона, в ее создание внесли свой вклад все народы, проживавшие на этой земле. «Любая цивилизация является результатом деятельности и плодотворного влияния множества народов, наций и племен. Одним словом, переселенцы и завоеватели приходят и уходят, однако народ и его культура остаются вечно».
В заключении Президент остановился на проблеме подготовки специалистов-историков, необходимости создания новых учебников, пересмотреть деятельность института истории, археологии и востоковедения Академии наук Республики Узбекистан, еще раз подчеркнув, что «Создание правдивой научной истории нашего государства и нации стало для широкой общественности очень важной и актуальной задачей».
 27 июля 1998 года было принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О совершенствовании деятельности Института истории Академии наук Республики Узбекистан» («Народное слово», 1998, 29 июля), в котором была определена главная цель этого института - «изучение подлинной истории узбекского народа и его государственности, достижение мирового признания научных результатов, полученных на основе анализа исторических источников, находящихся в нашей стране и за ее пределами и на их основе - создание научных, научно-популярных трудов, учебников, другой литературы, широкое распространение этих знаний, а также подготовка высококвалифицированных научных кадров в области истории».
За время, прошедшее после публикации произведения И.А. Каримова «Без исторической памяти нет будущего» и Постановления Кабинета министров, издается специальный журнал «O'zbekiston Tarixi», выпущен целый ряд научных работ по актуальным вопросам исторической науки. Среди них следует отметить: «Туркестан в начале XX века: к истории истоков национальной независимости» (Т. «Шарк», 2000), Ртвеадзе Э.В., Саидов А.Х., Абдуллаев Е.В. «Очерки по истории цивилизации древнего Узбекистана: государственность и право» (Т. «Адолат», 2000), «Очерки истории государственности Узбекистана» (Т. «Фан», 2001), Шаниязов К. «Узбек халкннинг шаклланиш жарасни» (Т. «Шарк», 2001) и другие, а также школьные учебники по истории Узбекистана.


Дата добавления: 2014-04-20 04:05:00
Просмотров: 9535

Рекомендуется посмотреть


Поиск по сайту


Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова «Высокая духовность – непобедимая сила» (31181)
Пять принципов «Узбекской модели». (9345)
Концепция цивилизации Тойнби (4816)
Неопозитивизм и его представители (4743)
Основные признаки цивилизации (4204)
Практика как основа и цель познания (4028)
Перцептуальное пространство. (3692)
Основные подходы к цивилизации (3584)
Методологические основы предмета «Теория и практика построения демократического общества в Узбекистане». «Теория и практика построения демократического общества в Узбекистане» в системе общественно-гуманитарных наук. (3573)
«Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» - важный этап развития страны. (По докладу И.А. Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 (3396)

Популярное видео

01. Числовые и алгебраические выражения (1819)
WordPress. Уровень 1. Контент – менеджер. 1 день. Часть 1 (1267)
03. Числовые выражения действия с дробными числами (1141)
Основные физические понятия электродинамики (1058)
Относительность движения (1048)
07. Разложение многочленов на множители. Метод выделения полного квадрата. Комбинация методов (1044)
Манометр Бурдона (1042)
02. Числовые выражения действия с натуральными числами (650)
HTML и CSS. Уровень 1. День 1. Часть 1 (638)
05. Что такое математическая модель (619)

Популярные тесты по истории

Идея и идеология национальной независимости. Их задачи и место в развитии Республики Узбекистан. (25288)
Собственный путь развития Республики Узбекистан. «Узбекская модель». (13105)
Угрозы безопасности Узбекистану на пороге XXI века (По книге И.А.Каримова «Узбекистан на пороге XXI века: угроза безопасности, условия стабильности и гарантии прогресса»). (11878)
Возрождение национальных и религиозных ценностей народов Узбекистана в условиях независимости. (Книга И.А.Каримова «Юксак маънавият – енгилмас куч».). (9869)
Президент И. А. Каримов о значении изучения истории (по работе И.А. Каримова «Без исторической памяти нет будущего»). (9535)
Первобытнообщинный строй на территории Узбекистана и его периодизация. (Палеолит, мезолит - их достижения). (8722)
Узбекистан в мировом сообществе. Внешняя политика Республики Узбекистан в период независимости. (8090)

Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 3