Итоги международной конференции «Подготовка образованного и интеллектульно развитого поколения - как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны»

16 -17 февраля 2012 г., Народное слово.
НАРОДНОЕ СЛОВО: ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ — РЕЗОЛЮЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПОДГОТОВКА ОБРАЗОВАННОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО РАЗВИТОГО ПОКОЛЕНИЯ — КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ СТРАНЫ». 16-17 февраля 2012 года, город Ташкент
Современный мир, когда большинство стран продолжает оставаться под воздействием мирового финансово-экономического кризиса, начавшегося в 2008 году и грозящего новыми всплесками глобальной рецессии, остро нуждается в устойчивом экономическом и социальном развитии.
В этих условиях о себе может заявить только то государство, у которого в числе основных приоритетов всегда остается рост инвестиций и вложений в человеческий капитал, подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения, являющегося в настоящее время важнейшей ценностью и решающей силой в достижении целей демократического развития, модернизации и обновления.
В целях широкого ознакомления международной общественности с накопленным опытом и результатами проводимых в Узбекистане реформ в сфере образования, роли государства в подготовке высокообразованного, интеллектуально развитого поколения по инициативе Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова 16-17 февраля 2012 года в городе Ташкенте проведена Международная конференция «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения — как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны».
В работе Международной конференции участвовали около 1 000 участников, в том числе 270 представителей из 48 государств мира и 8 международных организаций и образовательных фондов. Среди участников конференции — заместитель Генерального секретаря ООН, президенты АБР, ИБР, министры, руководители профильных комитетов и депутаты парламентов ряда зарубежных стран.
Важное место в работе Международной конференции заняло приветствие Президента Узбекистана Ислама Каримова, в котором были коротко изложены основные цели и задачи, суть и содержание реализуемой в Узбекистане Программы реформирования системы образования, подготовки образованного и интеллектуально развитого поколения.
Было особо подчеркнуто, что принятая 15 лет назад (в 1997 году) Программа, получившая название Национальной программы по подготовке кадров, является неотъемлемой, составной частью избранной республикой собственной «узбекской модели» экономических и политических реформ, основанной на поэтапном, эволюционном принципе строительства нового общества в стране.
Программа, обобщая опыт демократических, развитых стран мира, и в то же время не повторяя и не копируя чьей-либо модели, направлена на полный отказ от насаждаемых в прошлом стереотипов и догм коммунистической идеологии, укрепление в сознании людей, и в первую очередь подрастающего поколения, демократических ценностей, ставит целью формирование всесторонне развитой и самостоятельно мыслящей личности, имеющей свой взгляд, свой выбор и твердые гражданские позиции в жизни.
Участники конференции в ходе посещения ознакомились с деятельностью ряда общеобразовательных школ, профессиональных колледжей и академических лицеев, высших образовательных учреждений.
Конференция позволила обменяться опытом по таким основным вопросам системы образования, как развитие общего среднего образования, повышение эффективности среднего специального профессионального образования и усиления его связи с рынком труда, развитие системы высшего образования, внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, усиление и непрерывное взаимодействие системы высшего образования и науки, роль культуры в процессе образования.
Участники международной научно-практической конференции, изучив опыт Узбекистана в реформировании системы образования, полностью поддерживают ее принципы, подходы к реформированию системы образования, сделанные в докладе Президента Узбекистана Ислама Каримова:
-В современном мире наиважнейшей ценностью и основным капиталом общества, его движущей силой становятся образованные граждане, способные к высокопроизводительному труду, обладающие высокими духовными и моральными качествами. Именно поэтому в XXI веке — веке интеллектуальных знаний, высокого уровня развития смогут добиться те страны, которые избрали своим приоритетом инвестиции в человеческий капитал. Только по-настоящему образованное общество будет способно преодолеть современные вызовы и проблемы.
-Конкурентоспособность любой страны на мировом рынке в настоящее время зависит не столько от наличия природных ресурсов, а, в первую очередь, от постоянного воспроизводства высокообразованной и дисциплинированной рабочей силы, способной осваивать современные, постоянно обновляющиеся технологии, и без которой невозможно создавать новые производства, формирующие современную высокотехнологичную структуру экономики.
-Любое государство должно быть заинтересовано в развитии интеллектуального и духовного потенциала страны. В эпоху глобализации образованность становится важнейшим компонентом экономического развития и накопления национального богатства страны, а высокий духовный уровень населения позволит органично формировать правовую культуру, способность народа жить и трудиться в свободном, демократическом правовом государстве, осознавать свои права и свободы, уметь ими пользоваться в интересах личности, государства и общества.
-Только люди, которые осознают необходимость гармонии национальных и общечеловеческих ценностей, располагающие современными знаниями, интеллектуальным потенциалом и передовыми технологиями, могут добиться поставленных стратегических целей развития.
-Основными принципами реформирования системы образования должно стать формирование в обществе атмосферы престижности знаний, образованности и высокого интеллекта; соответствия образовательных и профессиональных программ современным мировым достижениям образования, науки, техники и технологий, экономики и культуры; обеспечения тесной связи образования с будущей практической профессиональной деятельностью молодежи; формирования у обучающихся приоритетности общечеловеческих ценностей, высокой духовности, культуры и творческого мышления; органичного единства образования с национальной историей, народными традициями и обычаями, уважения к истории и культуре других народов.
-Необходимо постоянно развивать международное сотрудничество в сфере образования как среди тех, кто трудится в этой сфере, так и среди представителей отраслей, в которых востребованы современные кадры.
Участники Международной конференции отмечают, что особому признанию и глубокому изучению подлежит опыт Узбекистана по:
-Ведению школьного образования на семи языках — узбекском, каракалпакском, русском, казахском, кыргызском, таджикском и туркменском, — с учетом потребностей основных национальных общин, проживающих в стране.
-Внедрению уникальной системы всеобщего бесплатного 12-летнего среднего образования по схеме 9+3, когда после 9-ти лет учебы в общеобразовательной школе следующие три года учащиеся обучаются в специализированных профессиональных колледжах и академических лицеях, где каждый из них получает профессиональную подготовку по 2-3 специальностям, востребованным на рынке труда. Это позволяет учащимся получить профессиональные навыки в наиболее перспективных и растущих в масштабах всей экономики сферах.
При этом после обязательного образования каждый выпускник по своему желанию может продолжить обучение в высших образовательных учреждениях и получить диплом бакалавра и магистра.
-Организации тесных связей каждого колледжа с конкретными предприятиями-заказчиками квалифицированной рабочей силы, что позволяет ориентироваться на запросы предприятий, на которых в будущем будут работать выпускники образовательного учреждения.
-Созданию в каждом учебном заведении республики информационно-ресурсных центров, связанных с единой информационной образовательной сетью ZiyoNet, построенной на основе волоконно-оптических линий связи, что позволяет создать широкие условия доступа учащихся к необходимой для них информации, созданию мультимедийных аудиторий для организации видеоконференций, семинаров, дистанционного обучения и учебных занятий, что фокусирует систему образования в Узбекистане на технологиях и использовании современных медиа- и телекоммуникационных инструментов.
-Приоритетному развитию детского спорта, на базе специально созданного Фонда под руководством Президента Республики Узбекистан. Занятие спортом и укрепление здоровья детей, в т.ч. девочек, непосредственно ориентированы на международные стандарты ВОЗ. В стране создана уникальная трехступенчатая система массового привлечения детей и молодежи к спорту — соревнования среди учащихся общеобразовательных школ, профессиональных колледжей и академических лицеев, а также студентов высших образовательных учреждений.
В ходе конференции участники отмечали, что:
-Недопонимание, недооценка социально-культурных факторов, самой культуры, которая должна быть тесно интегрирована в процесс образования, равно как и примитивное и однобокое понимание культуры только как способа организации досуга людей приводит к серьезной недооценке ее в формировании экономического сознания.
-При реформировании систем образования необходимо учитывать, что только по-настоящему образованные, воспитанные и духовно богатые люди способны решать любые, самые сложные проблемы без применения насилия и враждебной конфронтации.
-Необходима выработка индикаторов и критериев оценки результатов проводимых реформ в сфере образования, их влияние на конечные результаты социально-экономического развития страны.
С учетом заслушанных и обсужденных докладов, изучения опыта развития системы образования в Узбекистане участники Международной конференции рекомендуют:
осуществить модернизацию национальных систем образования, создав необходимые условия для высокого качества подготовки, конкурентоспособности и востребованности кадров. Обеспечить такой уровень престижа образования, когда стремление к знаниям станет одной из важнейших целевых задач подрастающего поколения;
изучить возможность введения, по примеру Узбекистана, «Дня учителей и наставников» в качестве всенародного праздника, что послужит подтверждению общественного признания и роли труда педагогов в деле формирования и воспитания гармонично развитой личности;
внедрять систему непрерывного образования, позволяющую образованию стать органической частью всей жизни каждого человека. Изучить в этой связи опыт Узбекистана по внедрению Национальной программы по подготовке кадров, основанной на концепции: «Образование для всех через всю жизнь»;
расширить доступ населения ко всем ступеням бесплатного общего среднего и среднего специального профессионального образования, в том числе для детей и молодых людей из отдаленных сельских поселков;
совершенствовать систему и расширять источники финансирования образования. Рассматривать расходы Государственного бюджета на эти цели как самые важные инвестиции в рост национального богатства страны. Изучить опыт Узбекистана, который ежегодно направляет на развитие и реформирование образования 10—12 процентов от ВВП и 35 процентов расходов Государственного бюджета;
учесть при реформировании систем образования опыт Узбекистана в части создания системы среднего специального профессионального образования, тесной связи образовательных учреждений с конкретными предприятиями;
обеспечивать комплексный, всеохватывающий характер систем образования, когда образование, профессиональная подготовка, наука, культура и спорт являются важнейшими составляющими воспитания гармонично развитого молодого поколения;
развивать активно применяемую в Узбекистане практику создания филиалов лучших зарубежных высших образовательных учреждений;
создать эффективную систему подготовки и непрерывного повышения квалификации кадров преподавателей, в соответствии с изменениями в структуре экономики и насущными потребностями общества, повышать престиж профессии преподавателя, усилив материальные и моральные стимулы;
обеспечить преемственность и взаимосочетание учебных программ всех уровней обучения. Предусмотреть интеграцию в учебных программах общего и дополнительного образования, а также максимальную приближенность содержания обучения к потребностям реальной жизни;
постоянно совершенствовать учебные программы, учебники и учебные пособия, методики преподавания, усилив компонент обучения в сфере естественно-научных и инженерных дисциплин, с учетом международных стандартов, современных достижений науки и техники, приоритетов проводимых институциональных и структурных реформ, интеграции всех форм обучения и др.;
внедрять системы прикладного характера обучения естественно-научным и инженерным дисциплинам на всех ступенях обучения для придания образованию большей нацеленности на подготовку специалистов, востребованных на быстро развивающемся и высокотехнологичном рынке труда;
обеспечить полный доступ всех обучающихся и преподавателей к информационно-коммуникационным технологиям образовательного процесса и информационным ресурсам, широко внедрять электронное обучение, создание новых технологических учебных форм и методов;
расширить преподавание на всех ступенях обучения иностранных языков, что обеспечит лучший доступ молодежи к информационным ресурсам, а также ее адаптацию к условиям международного рынка труда.
Участники Международной конференции рекомендуют Международным финансовым институтам, странам-донорам:
расширить практику выделения грантов и льготных кредитов развивающимся странам на оказание технического содействия и развитие систем образования всех уровней, включая высшее образование;
способствовать распространению лучшего мирового опыта в развитии систем образования, в том числе посредством проведения международных конференций, симпозиумов, семинаров и стажировок, а также публикаций;
оказывать содействие развивающимся странам в установлении партнерских отношений с учебными и научными заведениями развитых стран мира. Участники Конференции выражают благодарность и признательность правительству Республики Узбекистан за высокий уровень организации и проведения Конференции. Конференция поддержала предложение главы государства Ислама Каримова о проведении на регулярной основе в Узбекистане Международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения — как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны» с целью создания постоянного диалога экспертов-специалистов в процессе развития и модернизации системы образования, с учетом развития образовательных технологий и быстро меняющихся условий на рынке труда.

Просмотров: 1381
Категория: Тесты по истории


Рекомендуется посмотреть

Комментарии



Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Пре ...(33241)
Пять принципов «Узбекской мо ...(11043)
Основные признаки цивилизаци ...(5872)
Концепция цивилизации Тойнби ...(5738)
Социальное пространство. ...(5597)
Неопозитивизм и его представ ...(5336)
Практика как основа и цель п ...(4542)
Основные подходы к цивилизац ...(4271)
Перцептуальное пространство. ...(4248)
Биологизаторские концепции ч ...(4059)

Социальные сети



Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 1
Ботов - 1