Речь И.А.Каримова на совместном заседании Сената и Законодательной палаты Олий Мажлиса РУз от 26 января 2011 года «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирование гражзданского общества в стране».

Доклад Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» открывает новый этап в развитии национальной государственности Узбекистана. В Концепции выдвинуты и всесторонне обоснованы масштабные, кардинальные реформы основ государственной власти, общественно-политического переустройства страны, реализация которых призвана способствовать достижению главных целевых задач в сфере общественного, государственного строительства, социально-экономического развития - вхождение Узбекистана в число развитых демократических государств мира, занятие достойного места в мировом сообществе.
Программа направлена на осуществление демократических преобразований, либеральных реформ, направленных на формирование сильного гражданского общества с учетом мнений всех фракций политических партий в Законодательной палате, содержит программные идеи каждой партии, представляющей интересы определенных социальных слоев гражданского общества нашей страны.
Важнейшими направлениями дальнейшего углубления демократических и правовых реформ и формирования сильного гражданского общества в Программе определяются следующие.
I. Демократизация государственной власти и управления. Предусматривается внесение ряда существенных изменений и дополнений в Конституцию, направленных на создание системы государственного устройства и управления, основанной на принципиально новом, отвечающем самым высоким демократическим принципам, правовом механизме распределения полномочий между тремя субъектами государственной власти: Президентом, законодательной и исполнительной ветвями власти.
С закреплением в новой редакции статьи 98 Основного закона конституционного порядка, в соответствии с которым кандидатура Премьер-министра выдвигается политической партией, одержавшей победу на парламентских выборах, или несколькими партиями, получившими равное количество депутатских мест, принципиально меняется система формирования и функционирования исполнительной ветви власти. Определяющую роль здесь начинают играть политические партии, являющиеся важнейшим институтом гражданского общества, реализуются конституционные механизмы прямого народовластия, предусмотренные Конституцией.
Введение парламентского института выражения вотума недоверия со стороны Олий Мажлиса Премьер-министру, регулярной отчетности Правительства перед парламентом по актуальным вопросам социально-экономического развития страны (изменения в статью 78 Конституции), а также права утверждать указы Президента о назначении на должность председателя Счетной палаты (статья 93 Конституции) значительно усиливает роль и место Парламента в системе органов государственной власти, расширяются полномочия и контрольные функции законодательной ветви власти, повышаются требования к качеству законотворческой и контрольно-аналитической работы высшего представительного органа страны.
Реализация этих и других конституционных инициатив Главы государства, направлены на последовательную реализацию конституционного принципа разделения властей, как важнейшего принципа правового государства, совершенствование системы сдержек и противовесов, создание эффективных механизмов деятельности палат парламента и их взаимодействия с исполнительной властью в новых демократических условиях.
II. Реформирование судебно-правовой системы. Предусматривается комплекс мер, направленных на дальнейшее укрепление судебной защиты прав и интересов человека и укрепление независимости судебной власти. В частности, в соответствии с изменениями и дополнениями в уголовно-процессуальное законодательство усиливается судебный контроль за деятельностью органов предварительного следствия на стадии досудебного производства уголовных дел. В компетенцию суда дополнительно передаются от прокуратуры полномочия по выдаче санкций на такие виды процессуального принуждения, как отстранение от должности и помещение в медицинское учреждение. Исключение из полномочий суда права возбуждения уголовных дел и возложение обязанности оглашения обвинительного заключения по делу в суде первой инстанции исключительно на прокурора направлены на укрепление независимости, самостоятельности суда, обеспечение объективности, беспристрастности, справедливости при рассмотрении уголовных дел, обеспечения состязательности в уголовном процессе.
Будут приняты законодательные меры по обеспечению верховенства закона, законности, в деятельности правоохранительных органов, направленные на поддержку и защиту прав и свобод человека, борьбу с преступностью, защиту прав граждан. Важнейшее значение здесь имеет предложение о принятии Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», который будет способствовать усилению юридических гарантий защиты прав человека, повышению эффективности борьбы с преступлениями, их предупреждению и предотвращению. Этим же целям служат предложения, направленные на усиление роли Министерства юстиции в осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства, обеспечении верховенства закона в деятельности органов государственной власти, правоохранительных структур, в том числе органов прокуратуры. Особо важное значение имеет предложение о создании целевой Комплексной программы мер, направленной на кардинальное улучшение правового образования и просвещения в стране, пропаганды правовых знаний в обществе.
Реализация положений Концепции по реформированию судебно-правовой системы направлена на создание юридических механизмов сдержек и противовесов в системе правоохранительных органов, обеспечению широкого общественного и гражданского контроля над органами государственной власти.
III. Реформирование информационной сферы и обеспечение свободы слова и информации. Вносятся предложения по принятию четырех новых законов и совершенствованию ряда действующих актов законодательства, направленных на дальнейшую демократизацию СМИ, обеспечение свободы слова, прозрачности проводимых реформ. Особое значение будет иметь принятие Закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», который призван создать эффективные правовые механизмы, обеспечивающие широкий доступ граждан к информации, связанной с деятельностью органов исполнительной власти. Большое значение будет иметь принятие законов «Об экономических основах деятельности СМИ» и «О телерадиовещании».
В соответствии с Концепцией будет продолжена системная и поэтапная деятельность по развитию негосударственного сектора в информационной сфере. Принимаемые законодательные меры создадут механизмы стимулирования честной конкуренции на медийном рынке, в частности, в сфере доступа к радиочастотному спектру, государственным заказам на производство и распространение медийной продукции.
Внедрение в сферу СМИ рыночных механизмов, обеспечение экономической самостоятельности, демократических форм правления и самоорганизации СМИ станет основой их независимого функционирования и развития, как необходимого условия своевременного, полного и достоверного информирования общества, создаст информационно-коммуникационную основу для вхождения Республики Узбекистан в число развитых демократических государств мира, будет способствовать последовательному формированию сильного гражданского общества в стране.
IV. Обеспечение свободы выбора и развитие избирательного законодательства в Узбекистане.Демократические преобразования в сфере государственного устройства предполагают значительное усиление межпартийной борьбы и конкуренции, и прежде всего, в ходе выборов в Парламент страны, формирования представительных органов власти. Более того, накопленный опыт проведения прошедших выборов потребовали реализации системных мер по дальнейшей демократизации избирательной системы.
В этой связи, особое значение приобретают законодательные инициативы, направленные на дальнейшую демократизацию и совершенствование правовых механизмов проведения предвыборной агитации – важнейшего этапа избирательного процесса. Их реализация даст возможность предотвратить различного рода злоупотребления и нарушения в этой сфере, и будет служить формированию демократичного климата в ходе организации и проведения выборов, беспрепятственной реализации гражданами своих конституционных прав избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти, укреплению народовластия в стране.
V. Формирование и развитие институтов гражданского общества.
Предусмотрено принятие законов «О социальном партнерстве», «Об общественном контроле в Республике Узбекистан», «Об экологическом контроле», направленных на создание эффективных организационно-правовых механизмов взаимодействия ННО с государственными органами, системы контроля гражданских институтов, общества за деятельностью государственных, в том числе правоохранительных органов, по безусловному исполнению законов, важнейших программ социально-экономического и политико-правового развития.
Законодательные инициативы Главы государства по совершенствованию законов «Об органах самоуправления граждан» и «О выборах председателя (аксакала) схода граждан и его советников», принятие в новой редакции Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, направленные на дальнейшее повышение роли махали в обеспечении общественно-политической активности граждан, превращению ее в центр адресной социальной поддержки населения, развитию частного предпринимательства и семейного бизнеса, предусмотрены условия наступления ответственности должностных лиц за нарушения законодательства в этой сфере.
Осуществление этих предложений, а также разработка и принятие Национальной программы действий в области прав человека, направленной на формирование в обществе культуры прав человека, повышение политической и правовой культуры населения, станет решающим фактором реализации стратегической цели по углублению демократических реформ и формированию сильного гражданского общества в стране, достойному вхождению Узбекистана в число развитых демократических государств мира.
VI. Дальнейшее углубление демократических рыночных реформ и либерализации экономики.
В целях осуществления демократических рыночных реформ и либерализации экономики, поддержки динамичного развития малого бизнеса и частного предпринимательства предусматривается разработка и принятие ряда нормативно-правовых актов, в числе которых Законы «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников», «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности», «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» (в новой редакции), «О защите конкуренции» и другие.
Предусматривается реализация мер направленных на привлечение в банковско-финансовую сферу частного капитала посредством формирования законодательных основ создания частных банков и таких финансовых институтов, как лизинговые, страховые компании, кредитные союзы, микрофинансовые организации, основанные на частной собственности.
В целях дальнейшего совершенствования основополагающих законов предлагается принятие также и других новых законов, способствующих дальнейшему продвижению по пути к свободной рыночной экономике, как, например, «О деятельности кредитных бюро и обмене кредитной информацией», «О залоговом реестре», «О риэлтерской деятельности», «Об инвестиционных и паевых фондах», «Об инновациях и модернизации экономики» и других законов, востребованных логикой и динамикой рыночных преобразований, осуществляемых в Узбекистане.
В целом предлагаемые в Концепции кардинальные реформы организации системы органов государственной власти, общественно-политического устройства являются логическим продолжением демократических преобразований, проводимых в Узбекистане со дня обретения государственной независимости и осуществляемых на основе важнейшего, базового принципа, лежащего в основе строительства национальной государственности – принципа поэтапного эволюционного развития. Этот принцип пронизывает все направления реформ, изложенных в Концепции.

Категория: Тесты по истории

"Test-Uz.Ru" © 2014-2024. Информационный портал для школьников, абитуриентов, студентов и учителей

О сайте | Обратная связь