Межнациональное согласие и межрелигиозная толерантность в Республике Узбекистан

Развитие каждой страны, ее место в мировом сообществе в первую очередь определяет то, насколько прочны в ней мир и согласие, крепок дух толерантности. Политика Узбекистана, являющегося одним из центров исламской культуры, строится прежде всего на основах межрелигиозного и межнационального согласия. Уважение к другим культурам, языкам, верованиям и традициям на протяжении многих веков передается как духовная ценность от поколения к поколению. В наши дни взращенная веками толерантность наполнилась более глубоким смыслом, став неотъемлемой частью общественных отношений.
Вопрос укрепления межрелигиозного и межкультурного согласия с первых дней независимости был определен руководством республики в качестве одной из приоритетных задач. Президент Республики Узбекистан, выступая на торжествах, посвященных 17-летию независимости Узбекистана, подчеркнул, что царящие сегодня в нашей стране мир и стабильность, межнациональное согласие, атмосфера добра и милосердия, постоянная забота о наших уважаемых ветеранах, о людях, нуждающихся в помощи и внимании, - вся эта благородная работа стала неотъемлемой частью государственной политики.
Мир и спокойствие, гражданское согласие, религиозная терпимость, равноправное участие представителей различных культур в жизни общества - отличительная черта современного Узбекистана, опыт которого представляет ценность в укреплении и поощрении межрелигиозного и межкультурного диалога.
Еще в период исламского Ренессанса наряду с учеными-мусульманами мировая наука обогащалась и развивалась христианами и иудеями, которые трудились в стенах знаменитой Академии Маъмуна. Толерантное отношение к другим религиям в Узбекистане сегодня очевидно для всех, кто знает об этой стране, а также для многочисленных туристов, путешествующих по Великому шелковому пути. Находясь в самом его центре, Узбекистан в течение многих столетий служил мостом, связывающим Восток и Запад. Ибн Сина, Аль Хорезми, Аль Беруни, Аль Фергани, Алишер Навои, Мирзо Улугбек, Бахауддин Накшбанди, Абдухолик Гиждувани, Имам Бухари и многие другие известные ученые, рожденные на священной узбекской земле, внесли бесценный вклад не только в развитие мировой науки и культуры, но и в укрепление диалога и взаимопонимания между народами всего мира. Сосуществование здесь на протяжении многих веков различных этносов, культур и вероисповеданий определило и конфессиональную терпимость узбекского народа.
В современном мире религиозное многообразие складывается и оформляется правовыми нормами. Как на международном, так и на национальном уровнях создана система законодательства, регулирующая отношения между государством и религией. Президент Ислам Каримов в своей книге «Наша цель: свободная и процветающая Родина» отметил необходимость повышения религиозной грамотности народа посредством распространения знаний, а также в целях повышения политической и правовой культуры граждан, прежде всего молодого поколения, несущих знания о законодательстве, посвященном деятельности религиозных организаций, правам и обязанностям в этой сфере.
Благодаря решительным и последовательным мерам в вопросах межэтнических отношений и религии в стране прочно утвердились межнациональное согласие и межконфессиональное сотрудничество, отмечали участники форума. Право каждого человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой обеспечивают Конституция Узбекистана и Закон «О свободе совести и религиозных организациях». В этих документах используется накопленный многовековой опыт. Одними из важных достижений Узбекистана за прошедший период являются политическая стабильность, межконфессиональное согласие и межрелигиозная толерантность в нашей стране. В республике созданы все условия для правового равенства, экономической и общественной свободы всех граждан независимо от их национальности и религиозной принадлежности.
На сегодняшний день в Узбекистане официально зарегистрировано свыше 2250 религиозных организаций 16 различных конфессий. Подавляющее большинство - 2042, или 92% от общего количества, составляют мусульманские организации. Функционируют 2000 мечетей, которых в 1980 году было всего 89. За годы независимости были построены и отреставрированы сотни церквей, синагог и молельных домов. Более 60 тысяч граждан Узбекистана за годы независимости совершили хадж в святые места и примерно столько же - умру (малый хадж). На днях 5000 мусульман республики отправятся в паломничество в Мекку.
Ежегодно более 150 представителей и других религиозных общин совершают паломничество к своим святыням в Израиль и Россию.
В систему религиозного обучения входят Ташкентский исламский институт, 10 медресе, православная и протестантская семинарии.
Большое внимание в республике уделяется возрождению и развитию исламской культуры, изучению и пропаганде богатого научного и культурного наследия предков узбекского народа, восстановлению и благоустройству исламских святынь, памятников архитектуры, что стало одним из главных направлений государственной политики в годы независимости. Результатом такого повышенного внимания стало воссоздание большого количества почитаемых мусульманами святых мест, в числе которых мемориальные комплексы Имама Бухари, Шахи-зинда в Самарканде, Бахауддина Накшбанди в Бухаре, Хазрати Имама в Ташкенте и многие другие, которые стали влиятельными центрами духовно-этического воспитания.
Как отмечали в своих выступлениях участники форума, правительство Узбекистана прилагает большие усилия для сохранения и развития национальных традиций, возрождения родных языков и культур проживающих в республике народов и национальностей. За многие века совместного проживания в Узбекистане мусульмане, христиане и сторонники других традиционных религий не только выработали культуру и традиции толерантности, но и научились взаимопониманию и сотрудничеству. И это не просто слова, история донесла до нас исторические памятники различных культур и религий, являющие собой яркий пример сосуществования представителей различных конфессий. Один из них - мавзолей Ходжи Данияра, что находится близ Самарканда. К месту погребения знаменитого библейского пророка Даниила, признанного в исламе, христианстве и иудаизме, вот уже на протяжении нескольких веков идут поклоняться узбеки, русские, евреи и представители других народов. Мусульмане называют его пророком Ходжа Данияр, христиане - пророком Даниилом, иудеи - пророком Даниэлем. Вызывающий пристальный интерес историков, этот феномен заключается в том, что святыня с одинаковым почтением возвеличивается мусульманами, христианами и иудеями. А не так давно в горах Узбекистана найдено уникальное творение природы - камень с изображением воина-мученика Джирджиса, в христианстве известного под именем Георгия Победоносца. Джирджис в мусульманском мире пользуется особым почитанием. Согласно преданию, легендарный воин был учеником одного из апостолов Исы (Иисуса). Царь Мосула, идолопоклонник, подверг Джирджиса пыткам и казням, но Аллах каждый раз его воскрешал.
Сегодня в Узбекистане в дружбе и согласии проживают представители более 130 наций и народностей. Правительство Узбекистана прилагает большие усилия для сохранения и развития национальных традиций, возрождения родных языков и культур проживающих в республике народов и национальностей. Ярким примером стало создание в 1992 году в соответствии с постановлением правительства Республиканского интернационального культурного центра (РИКЦ), главной задачей которого является поддержка общественных инициатив, направленных на утверждение в жизни общества принципов толерантности, развитие культуры межнациональных отношений. Сегодня он координирует деятельность, оказывает организационную и методическую помощь всем национальным культурным центрам (НКЦ). А их в стране насчитывается уже около 150, при этом статус республиканских имеют 13 центров, имеющих свои представительства в регионах.
НКЦ организуют множество мероприятий - национальные праздники, фестивали, музыкально-поэтические вечера, встречи с известными деятелями культуры разных диаспор. Важной частью работы является проведение под эгидой Республиканского центра совместных конференций, посвященных развитию межнациональных отношений в Узбекистане, которые неизменно вызывают широкий отклик в обществе. Например, «Конституция Узбекистана: национальное самосознание и развитие национально-этнических культур», «Национальные диаспоры и их роль в укреплении узбекско-российского гуманитарного сотрудничества», «Мир и стабильность - главный фактор процветания общества» и другие. Центры активно участвуют и в мероприятиях, приуроченных к общегосударственным праздникам - Дню независимости, Дню Конституции, Наврузу и другим.
Все жители республики активно участвуют в социальной, экономической и культурной жизни страны. Высшее и среднее образование студенты и учащиеся получают на семи языках. Всего в республике функционируют школы с обучением на узбекском языке - 8867, каракалпакском - 383, русском - 739,казахском - 505, таджикском - 267, кыргызском - 62, туркменском - 50. А также функционируют лицеи с углубленным изучением корейского языка и иврита.
Телерадиокомпании и радиостудии страны ведут передачи на десяти языках. На телевидении есть специальные программы, освещающие жизнь представителей различных национальностей в Узбекистане и их культурных центров. РИКЦ вносит свою лепту в совершенствование межнациональных отношений, оказывает помощь в работе национальным культурным центрам, поощряет общественные инициативы, направленные на утверждение принципов толерантности.
Пользуясь равными возможностями, представители разных национальностей плодотворно трудятся в различных сферах экономики, науки, культуры, внося свою лепту в процесс реформ, укрепление независимости страны, повышение ее авторитета на мировой арене. И этот труд находит высокую оценку. Среди удостоенных звания «Узбекистон Кахрамони», награжденных орденами и медалями есть представители разных национальностей, внесшие большой вклад в процветание Родины, укрепление межнациональных отношений. Это и является доказательством признания большой роли национальных культурных центров в сохранении в стране обстановки мира и гражданского согласия.
На протяжении всей своей истории узбекский народ всегда проявлял миролюбие и терпимость к представителям других национальностей и конфессий. И сегодня нынешнее молодое поколение принимает эстафету, чтобы по примеру своих предков сохранить эти традиции и передать грядущим поколениям. Ведь, как показал многовековой опыт, толерантность и дружба народов являются одними из важнейших факторов демократии, стабильного и гражданского мира в нашем государстве, а значит, и его процветания.
Мир и спокойствие, гражданское согласие, религиозная терпимость - отличительная черта современного Узбекистана


Просмотров: 4600
Категория: Тесты по истории


Рекомендуется посмотреть

Комментарии



Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Пре ...(33241)
Пять принципов «Узбекской мо ...(11043)
Основные признаки цивилизаци ...(5872)
Концепция цивилизации Тойнби ...(5738)
Социальное пространство. ...(5597)
Неопозитивизм и его представ ...(5336)
Практика как основа и цель п ...(4542)
Основные подходы к цивилизац ...(4271)
Перцептуальное пространство. ...(4248)
Биологизаторские концепции ч ...(4059)

Социальные сети



Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 3
Ботов - 2