Политические партии и общественные движения в независимом Узбекистане.

Одним из элементов демократического общества является многопартийность. Опыт функционирования однопартийной системы дает "основание говорить о неэффективности такой политической системы Монополия на власть препятствует формированию гражданского общества. Именно через партии, общественные организации возможно открыто выявление интересов, целей, потребностей различных социальных групп. Партия - организованная политическая сила, которая объединяет граждан одинаковых политических взглядов с целью мобилизации общественного мнения вокруг определенных проблем, участия во власти или влияния на нее для решения этих проблем Становление многопартийности - процесс длительный и сложный, так как многопартийность это не просто несколько партий, а их реальное участие в политическом процессе Конституция законодательно закрепила многопартийную систему (см Конституция, раздел III, главаХII)
Основы многопартийности заложены в годы перестройки. В 1989 году появилось общественное движение «Бирлик». Оно было не единым по своему составу, что повлекло в 1990 году выход творческой интеллигенции, которая объединилась под названием «Эрк». В то же время возникло еще 4 общественных движения:
Интерсоюз
Свободное объединение молодежи
Женское движение Тамарис
«Туркистон»
К началу сентября 1991 году Бирлик и Эрг преобразовались из общественных движений в политические партии. 14 сентября 1991 на 22 съезде принято заявление о коллективном выходе из рядов КПСС коммунистов Узбекистана. Вместо КПСС в октябре 1991 создана народная демократическая партия НПДУ. В мае 1992 года создано демократическая партия « Ватан тарикиёти» ( прогресс родины).
8 дек 1992 была принята Конституция, где подтверждались основы многопартийности РУз. В то же время, в Конституции сказано, что многопартийность может существовать, если все партии официально зарегистрированы и действуют в рамках конституции.
По этому положению в 1993 была объявлена перерегистрация в МинЮсте. Перерегистрацию не прошли Бирлик и Эрк.
1995 год ознаменовался появлением новых политических партий: социал-демокр партия Адолат(Справедливасть), «Миллий тикланиш» (национальное возрождение). В условиях экономических реформ основными задачами партии "Адолат" являются экономические преобразования на селе.
Также в мае 1995 года появилось широкое общественное движение «Халк бирлиги», главная цель которого – укрепление единства народов Уз-на, обеспечение гарантий прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции, воспитание чувства патриотизма и гражданственности.
1996 году на 7 сессии ОМ был принят закон «О политических партиях». Этим законом объявлялись правовые основы складывающейся многопартийности.
Партии являются существенным элементом политической системы общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, связующим звеном между гражданским обществом и государством. Задача партий –превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их совокупный политический интерес. Через партии и избирательные системы происходит формализация участия граждан в политической жизни. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или оказывают опосредованное влияние на него. Немаловажной чертой деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, значительна их роль в формировании политического сознания и культуры. Существенна роль политических партий в становлении демократии в Узбекистане.
Термин "партия" (от лат. pars) означает часть, группа. Он получил распространение еще в Древнем Риме. Аристотель писал о партиях жителей горы, равнины и прибрежной части города в Афинах. Черты политических групп типа партий были присущи враждующим коалициям придворных в средневековой Европе. В Италии вели борьбу партии гвельфов (сторонники папы Римского) и гибеллинов (сторонники короля). Собственно политические партии появляются в процессе становления парламента (ХУ111-Х1Х вв.). Первоначально это были элитарные клубы, действовавшие в парламенте. Вне парламента они проявляли себя только во время выборов. Эти партии не были оформлены организационно, не признавали принципа членства. Лишь к середине XIX столетия, когда миллионы людей получили право голоса, возникают партии как специализированные организации борьбы за завоевание или свержение политической власти.
Среди многочисленных определений политических партий наиболее оптимальным представляется следующее. Политическая партия- это «организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении».
Наиболее наглядно природа политической партии проявляется через ее функции. Важнейшими принято считать следующие:
• социального представительства;
• социальной интеграции и социализации;
• борьбы за власть;
• политического рекрутирования, формирования правящей элиты;
• разработки и осуществления политического курса.
Вначале рассмотрим функции, характеризующие связь партии социальной группой, обществом в целом. Прежде всего, это функции социального представительства. Всякая политическая партия является выразителем определенных социальных интересов, опирается в с деятельности на конкретные социальные группы и слои, является представителем на политической арене. В настоящее время (с 60-70-XX столетия) практически ни одна партия не имеет в качестве свои лишь один какой-нибудь социальный слой. Каждая партия стремится объединить по возможности широкие слои общества и представляет различные социальные группы. Успех может быть обеспечен только той партии, которая будет выражать не узкогрупповые, а общенациональные интересы, что отражается и в самом названии многих партий - национальные и т.д.
Следующая функция — социальной интеграции. Речь здесь идет о достижении согласия с существующим строем, о социальном KОНФОРМИЗМЕ примирении интересов конфликтующих социальных групп. Следует вқделить функцию политической социализации, то есть включение личности в мир политики, влияние на формирование ее ценностных ориентации, социальных и политических установок, навыков общественно-политической деятельности. Цель социализации - обеспечение стабильности и преемственности в развитии общества.
Другая группа функций показывает роль партии в политической системе. Ведущее место принадлежит здесь функции борьбы за власть. В парламентских демократиях смысл существования многих политических партий сводится к тому, чтобы победить на выборах и сформировать правительство.
Серьезное внимание в деятельности партии уделяется функции политического рекрутирования, под оторым понимаются подбор, подготовка и выдвижение кадров как для самой партии, так и для других структур политической системы, в том числе выдвижение кандидатов в представительные органы власти и в исполнительный аппарат государства.
В различных политических системах по-разному проявляется функция разработки и осуществления политического курса.
Возможны другие функции, другие основания для классификации. В зависимости от принципов, на которых строится деятельность той или иной партии, от ее роли в политической системе общества находится и сама организационная структура партии.

Функции партии
Партии имеют сложную внутреннюю структуру. Выделяются следующие элементы: а) высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль;
б) стабильный бюрократический аппарат, исполняющий приказы руководящей группы; в) активные члены партии, участвующие в ее жизни не входящие в бюрократию; г) пассивные члены партии, которые примыкая к ней, лишь в незначительной степени участвуют в ее деятельности. К перечисленным группам следует добавить лиц, которые поддерживают партию, не являясь ее членами, и меценатов. Они могут принадлежать к партии, а могут и не принадлежать.
Руководящее меньшинство принимает основные партийные решения, обладает обширной информацией, как правило, недоступной рядовым членам, нередко манипулирует сознанием и поведением партийных масс. Руководящая группа неоднородна. В ней могут быть представлены внутрипартийные течения, оспаривающие право контроля над организацией. Борьба различных группировок в партии тщательно скрывается от посторонних и рядовых членов. Правда, эти разногласия трудно скрыть от общественности и СМИ в демократическом обществе.
Различные течения в партиях возглавляются лидерами пользующимися авторитетом у функционеров и рядовых членов. Конфликты между соперничающими лидерами иногда приводят к расколу партии или же соглашению между ними и восстановлению единства организации. Чем больше авторитет и влияние лидеров партии, тем большее расстояние отделяет руководящее ядро от рядовых партийцев.
Структура партии
Основным источником финансирования для массовых политических партий являются членские и вступительные взносы. Им также разрешена коммерческо-предпринимательская деятельность. Определенную экономическую поддержку оказывает партиям государство, в особенности в период избирательных кампаний.
Меценатами (спонсорами) могут выступать владельцы крупных состояний, крупные фирмы или компании, отечественные или зарубежные предпринимательские, профсоюзные, политические, культурные организации. Иногда поддержка спонсоров незаменима. В таких случаях управление партией извне. Большинство законодательств демократических государств ограничивают возможность финансовой поддержки политических партий из-за рубежа.
Некоторые политические партии располагают значительной собственностью Руководящие органы партий должны публиковать отчеты об источниках и расходовании средств, поступающих в партийные кассы, об имуществе партий.
В мировой практике принято положение о необходимости декларирования доходов и имущества кандидатами в парламентарии, министры и президенты. Причем они должны предоставлять декларацию о доходах как при вступлении в должность, так и при выходе в отставку.
Повсеместно приняты ограничения на сумму пожертвований, общую сумму расходов на предвыборную кампанию.
Возможны различные подходы к классификации политических партий. Например, партии в зависимости от стиля общения между партийными лидерами и рядовыми членами делятся на авторитарные и демократические. В зависимости от того, в какой мере они представляют различные слои общества, партии делятся на интегративные, то есть представляющие все или многие слои общества, и представительские, то есть те, члены которых представляют один социальный слой или класс. К идеологическим относят партии, преследующие цель изменить жизнь в соответствии со своими идеалами, к прагматическим -- преследующие конкретные политические цели. В соответствии с другими критериями партии делятся на массовые и кадровые, мобилизующие, патронажные, классово-сословные и др. Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Массовые и кадровые партии. Массовые партии имеют сложную организационную структуру и весьма многочисленных последователей. Преимущественным источником финансирования являются членские взносы. Между последователями партий существует постоянная и тесная связь. Значительное внимание эти партии уделяют идейно-воспитательной работе. Руководство в партии принадлежит профессиональным политикам, партийной бюрократии. Центр партийной власти находится не в парламенте, а в самой партии. Массовые партии пользуются реальным влиянием в политической системе, где они действуют. Кадровые партии немногочисленны, состоят из пользующихся авторитетом деятелей (Республиканская и демократическая партии США). Членство в такой партии аморфно, отсутствует механизм приема, нет фиксированных членских взносов. Кадровые партии действуют преимущественно в период предвыборных кампаний.
Мобилизующие партии. Их цель - мобилизовать население на выполнение каких-либо задач. К этой категории относилось большинство партий бывших социалистических государств.
Патронажные партии создают преимущества для лидера и его окружения.
Классово-сословные партии направляют свою деятельность на защиту интересов определенных социальных слоев или групп.
По отношению к существующей действительности партии подразделяются на консервативные, реформистские и революционные в зависимости от того, намереваются ли они сохранить ее, частично изменить или преобразовать радикальным образом.
Есть партии с индивидуальным или коллективным членством когда прием в партию осуществляется опосредованно, через другие организации например профсоюзы (лейбористская партия Великобритании).
По месту в политической системе партии можно разделить да правящие и оппозиционные. Есть партии парламентские внепарламентские, легальные, нелегальные или полулегальные. По характеру политических действий можно выделить умеренные радикальные и экстремистские партии.
По месту в политическом спектре различают партии левые, центристские, правые.
«Укрепление демократических принципов в обществе- подчеркивает И.А. Каримов,- являющихся социально-политической основой атмосферы многопартийности, организация и развитие деятельности партий являются основной задачей сегодняшнего дня и залогом завтрашнего прогресса .
В Республике Узбекистан действуют пять политических партий Народно-демократическая партия, социал-демократическая партия «Адолат» демократическая партия «Миллим тикланиш», национально-демократическая партия «Фидокорлар» и Либерально-демократическая партия политических партий:
Народно демократическая партия Узбекистана выступа достижение в Узбекистане такого политического и государстве устройства общества, которое, руководствуясь общечеловеческими принципами политической и экономической свободы, демократа законности, равенства и социальной справедливости, будет обеспечивает мирную и спокойную жизнь, благополучие каждого человека и процветания всей страны.
Социал-демократическая партия «Адолат». Идейная основа партии- три основных принципа социал-демократии: политическая, экономическая социальная справедливость. Опираясь на эти принципы, партия стремится внести достойный вклад в дело укрепления независимости, ускорения реформ, построения правого, демократического государства и гражданского общества, в результате чего Узбекистан займет достойное место среди развитых стран мира.
Демократическая партия «Миллий тикланиш». Партия организована как политическая организация, интегрирующая взгляды и интересы граждан, основанных на национальном духе, мировоззрении, национальном самосознании, патриотизме. Партия ставит политической целью такие исторически важные аспекты, как национальное самоопределение, самоуправление, верность традициям, национальное единство и национальное возрождение.
Национально-демократическая партия «Фидокорлар». Национально-демократическая партия «Фидокорлар» - партия, объединяющая самоотверженных людей, гордящихся наследием предков, их духовными ценностями, считающих чаяния народа своими чаяниями, не склоняющихся перед трудностями во имя Родины, Прогресса и Социальной справедливости
Либерально-демократическая партия главную задачу видит в внедрении в сознание широких масс либерально-демократических идеи целей, в мобилизации сил и возможностей на реализацию программы отвечающей национальным интересам Узбекистана, его стратегической перспективам, опираясь на принципы Конституции.
Кратко рассмотрим политические, экономические и социальные Ц отраженные в программах партий.
Политические цели:
НДПУ определила главной целью добиться, чтобы мощь государства, обладающего действенной властью, определялась не всесилием, а его опорой на политически и общественно активных граждан, осознанно исполняющих законы и непосредственно участвующих через различные институты с гражданского общества в управлении общественным и государственными делами.
Ааолат» ставит перед собой задачу внести должный вклад в развитие в демократического государства и гражданского общества.
«Фидокорлар» видит своим общественным идеалом создание сильного гражданского общества, гарантирующего наличие политических, экономических общественных, правовых условий для самосовершенствования человека.
В экономической сфере:
НДПУ сосредоточивает внимание на вопросах обеспечения экономической свободы, гибкой налоговой политике, видя в этом действенные стимулы для производителей всех форм собственности.
«Адолат» выступает за совершенствование развития рыночной экономики, основанной на частной, коллективной, государственной собственности.
«Миллий тикланиш» видит главное в укреплении либеральной экономики, предполагающей суверенитет потребителя и предпринимателя, переходе к социально направленной экономике, стабилизации регулируемых рынком экономических процессов, исходя из требований социальной справедливости.
«Фидокорлар» определяет свои задачи, как создание экономики, отвечающей интересам страны, социально ориентированной и направленной на формирование развитых рыночных отношений
ЛДПУ выступает за дальнейшее углубление либерализации экономики, ускорение темпов ее развития, за счет развития крупного cсреднего и малого бизнеса, создание новых рабочих мест особенно для молодежи и жителей села, за развитие на уровне предпринимателей и бизнесменов взаимовыгодного международного экономического сотрудничества.
В социальной сфере все пять партий выступают за достойный жизненный уровень и сильную социальную защиту тех, кто в этом нуждается. Все партии высказываются против бюрократии и коррупции, за гармоничное развитие молодежи и достойное место женщины в обществе, за культурное развитие на основе исторических традиций народа, оставаясь при этом в русле общечеловеческого прогресса.
В 1998 году появилась новая партия «Фидакорлар» (самоотверженные), состоящая в основном из молодежи.
В апреле 2000 произошло объединение партий Ватан тарикиёти и Фидакорлар под названием Фидакорлар. Целями партии являются: формирование свободной рыночной экономики, строительство демократического государства, обеспечение прогрессивного развития республики, повышение уровня жизни народа Узбекистана.
В октябре и ноябре 2000 образовалась либерально-демократическая партия ЛДПУ (УзЛиДеП) – партия предпринимателей, представителей малого бизнеса, фермеров, квалифицированных специалистов и работников управления в производстве.
Одной из важных задач является формирование гражданского общества. В книге «Узб на пороге 21 века» Каримов определяет гражданское общество как «… социальное пространство, где верховенствует закон, который не только не противоречит, но и способствует саморазвитию человека, реализации интересов личности, максимальному функционированию ее прав и свобод». Суть проводимых реформ - «От сильного государства – к сильному обществу».
К сожалению, пока инициатива в развитии политических процессов в Узбекистане принадлежит не политическим партиям и движениям, а институтам государственной власти и лично Президенту.
Опросы показывают, что политические партии и движения (за исключением НДПУ) значительно проигрывают в доверии со стороны населения. Это вызвано, отчасти, неопределённостью их программных установок и безусловной лояльностью населения по отношению к существующим институтам власти и правящему режиму. Такая лояльность обусловлена ещё и тем, что многие граждане не верят в созидательную силу народовластия.


Просмотров: 4192
Категория: Тесты по истории


Рекомендуется посмотреть

Комментарии



Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Пре ...(35388)
Пять принципов «Узбекской мо ...(12843)
Концепция цивилизации Тойнби ...(6631)
Основные признаки цивилизаци ...(6474)
Неопозитивизм и его представ ...(5990)
Социальное пространство. ...(5735)
Практика как основа и цель п ...(4933)
Основные подходы к цивилизац ...(4751)
Перцептуальное пространство. ...(4652)
Биологизаторские концепции ч ...(4474)

Социальные сети



Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 2
Ботов - 2