Важнейшие задачи углубления демократических реформ на современном этапе. Формирование основ гражданского общества. + концепцию сделать

С обретением в 1991 году независимости, Узбекистан провозгласил приверженность принципам демократии и социальной справедливости. Для реализации этих принципов необходимо было заложить фундамент новой государственности, увязывая его с опытом современного развития демократии в мире, тысячелетней историей и культурными традициями народа. Формирование правового демократического государства - большая и сложная задача. Каждый шаг в этом направлении включает в себя не только решение необходимых практических задач государственного строительства, но и отражает стремление нашего общества до конца осознать суть и значение происходящих процессов.
Каждая страна выбирает свой путь развития в зависимости от политической, экономической ситуации, исторических и культурных традиций. Узбекистан, не отвергая всего полезного из мирового опыта и собственной практики, разрабатывает свой путь социально-экономического и политико-правового развития, исходя из:
- национально-исторического уклада жизни населения, образа мышления, народных традиций и обычаев;
- специфической демографической ситуации;
- своеобразия национального состава, национально-культурного многообразия в сочетании с ростом национального самосознания и духовного возрождения;
- выгодного геостратегического положения, природно-климатических условий.
В работе И. Каримова «Узбекистан свой путь обновления и прогресса» (1992) была поставлена цель: «...построение сильного демократического правового государства и гражданского общества с устойчивой рыночной экономикой, открытой внешней политикой". В этой же работе сформулированы основные положения концепции
внутренней и внешней политики Республики Узбекистан и определены задачи в политической сфере:
- утверждение принципов демократии;
- построение национальной государственности;
- формирование правового государства;
- равноправие всех граждан республики независимо от национальной принадлежности и убеждений;
- защита интересов и прав национальных меньшинств;
- реальное формирование многопартийности.
В последующих работах И. А. Каримова «Узбекистан: собственная модель перехода на рыночные отношения» (1993), «Узбекистан на пути углубления экономических реформ» (1995), «Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия стабильности и гарантии прогресса» (1997), «Узбекистан, устремленный в XXI век » (1998) и других, в материалах сессий Олий Мажлиса анализируются результаты проводимых реформ, намечаются дальнейшие цели. Достижение поставленных задач невозможно без коренной ломки прежней тоталитарной системы. За прошедшие годы в основном демонтирована старая административно-командная система и соответствующие ей органы власти и управления.
Наряду с демонтажем прежней системы стояла задача создания политико-правовых, конституционных основ новой государственности, закрепление в Конституции и законах новой системы органов государственной власти как центральных, так и местных. Развитие государственной власти в стране связано с принятием соответствующих законов, призванных обеспечить четкую регламентацию функций и полномочий центральных, областных, городских и районных органов власти. Основными направлениями становления и укрепления государственности в Узбекистане являются создание профессионального парламента, сильной исполнительной власти, независимой судебной системы, развитого самоуправления.
Принятие 8 декабря 1992 года Конституции Республики Узбекистан стало основой, фундаментом формирования правовой базы государственности. Создана, принципиально отличная от прежней тоталитарной, система органов государственной власти, основанная на разделении ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Законодательную власть осуществляет парламент республики - Олий Мажлис (см. Конституция, раздел V, глава XVIII). В 1995 году в соответствии с Конституцией впервые были проведены свободные, альтернативные выборы на многопартийной основе в Олий Мажлис. Состоялось 15 сессий ОМ первого созыва (1995-1999), на которых был принят целый ряд основополагающих документов, касающихся различных сфер жизни общества, 5 декабря 1999 года состоялись выборы в Олий Мажлис второго созыва от 5 политических партий, представителей органов власти, от групп предпринимателей.
Конституцией республики предусматривается создание сильной исполнительной власти. Учрежден институт Президентства. 24 марта 1990 сессией Верховного Совета первым Президентом Республики Узбекистан был избран И.А. Каримов. 29 декабря 1991 года состоялись первые всенародные выборы Президента РУз на альтернативной основе. 86% избирателей проголосовало за И.А. Каримова. Президентская властная вертикаль сконцентрировала полномочия Президента как главы государства и главы исполнительной власти (см. Конституция, раздел V, глава XIX). Важным звеном исполнительной власти является Кабинет Министров (см. Конституция, раздел V, глава XX). В рамках Кабинета Министров созданы органы, обеспечивающие государственную независимость: Министерство обороны, Служба национальной безопасности, Министерство внутренних дел, Государственный таможенный и налоговый комитеты; созданы структуры, обеспечивающие внешние связи: Министерство иностранных дел, Министерство внешнеэкономических связей, Национальный банк внешнеэкономической деятельности. Сформированы органы, обеспечивающие экономическое развитие - Государственный комитет по прогнозированию и статистике, Республиканская ассоциация оптовой и биржевой торговли, Республиканская товарно-сырьевая биржа и другие.
Создана новая система местных органов государственной власти - хокимы, которые концентрируют в себе функции руководителя исполнительной и представительной власти на местах (см. Конституция, раздел V, глава XXI). Основой местного самоуправления являются сходы граждан, избирающие председателя (аксакала). Большую роль в развитии местного самоуправления играют махалля.
Судебную власть осуществляет Конституционный, суд, Верховный суд и Высший хозяйственный суд (см. Конституция, разделV глава XXII).
Важным принципом Конституции является приоритет прав человека. С 1995 года функционирует институт Уполномоченного Олий Мажлиса, по правам человека (Омбудсман). 24 апреля 1997 года принят Закон «Об Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека».
Принятие Конституции, активная законотворческая деятельность Олий Мажлиса
заложили фундамент новой государственности. В работах И.А. Каримова, материалах сессий Олий Мажлиса определены задачи по дальнейшему развитию и укреплению государства. Были предприняты шаги по претворению их в жизнь. Так, 27 января 2002 года был проведен референдум Республики Узбекистан по вопросам об
избрании в следующем созыве двухпалатного парламента РУз и изменении конституционного срока полномочий Президента РУз с пятилетнего на семилетний. Принят Закон« Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти» (VIII сессия Олий Мажлиса, 4-5 апреля 2002 г.). На Х сессии Олий Мажлиса (12-13 декабря 2002 г.) были приняты Законы Республики Узбекистан «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» (см. «Правда Востока», 2002, 27, 28 декабря), которые явились базой для внесения соответствующих изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан. XI сессия ОМ РУз (24 апреля 2003 г.), приняв Конституционный Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан» (см. «Правда Востока», 2003,22 мая), тем самым еще более упрочила правовую базу. Внесенные изменения касаются в основном XVIII-XX, XXIII глав V раздела. Согласно этого Закона, Высшим государственным представительным органом является Олий Мажлис Республики Узбекистан, осуществляющий законодательную власть. Олий Мажлис РУз состоит из двух палат - Законодательной палаты (нижняя палата) и Сената (верхняя), срок полномочий которых 5 лет. Этим же Законом XII сеосиТШии
Мажлиса (29~августа 2003 "г.) приняла ЗакшшТёспублики Узбекистан «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан (новая редакция)», «О Кабинете Министров Республики Узбекистан (новая редакция)», «О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан» (см. «Правда Востока», 2003, 7,9,10,11 октября).
Особо следует остановиться на докладе Президента Ислама Каримова на IX сессии Олий Мажлиса второго созыва (29 августа 2002 года) «Основные направления дальнейшего углубления демократических преобразований и формирования основ гражданского общества в Узбекистане", в котором обобщены итоги проводимых в стране реформ, определены приоритетные направления в процессе демократизации и либерализации всех сфер общественной жизни на новом этапе развития.
Одной из важных задач является формирование гражданского общества (термин сравнительно новый для нас) В книге «Узбекистан на пороге XXI века » И А Каримов определяет гражданское общество как « социальное пространство, где верховенствует закон, который не только не противоречит, но и способствует саморазвитию человека, реализации интересов личности, максимальному функционированию ее прав и свобод» (см указ. соч. с. 166).( Формирование гражданского общества ставит задачи постепенной передачи ряда полномочных функций государства местным органам власти, общественным структурам, органам самоуправления граждан Суть проводимых политических реформ - «От сильного государства к сильному гражданскому обществу”.В материалах IX сессии Олий Мажлиса определены условия для реализации на деле данного принципа Это, прежде всего совершенствование правовых основ гражданского общества, развитие институтов гражданского общества (негосударственные некоммерческие организации, махалля, СМИ, семья), усиление роли общественного контроля за реализацией законов, деятельностью органов государственной власти
Большую роль играют средства массовой информации (СМИ). Не случайно их называют четвертой властью СМИ как институт демократии и средство внепарламентского участия выправлении общественными делами, СМИ помогать своей аудитории становиться активной созидательной силой в государстве, защищать интересы различных слоев населения 26 декабря 1097 года был принят Закон «О средствах массовой информации»

Просмотров: 3250
Категория: Тесты по истории


Рекомендуется посмотреть

Комментарии



Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Пре ...(35388)
Пять принципов «Узбекской мо ...(12843)
Концепция цивилизации Тойнби ...(6631)
Основные признаки цивилизаци ...(6474)
Неопозитивизм и его представ ...(5990)
Социальное пространство. ...(5735)
Практика как основа и цель п ...(4933)
Основные подходы к цивилизац ...(4751)
Перцептуальное пространство. ...(4652)
Биологизаторские концепции ч ...(4474)

Социальные сети



Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 2
Ботов - 2