Собственный путь развития Республики Узбекистан. «Узбекская модель».

С провозглашением государственной независимости в Республике Узбекистан был взят курс на формирование рыночных отношений. Была разработана собственная модель перехода к рыночным отношениям, основанная на всемерном учете специфических условий и особенностей республики, традиций, обычаев, уклада жизни, а также учете опыта зарубежных стран, прошедших путь рыночного реформирования. Эта модель получила название "Узбекистанской модели", в основе которой заложены, пять принципов:
1. Полная деидеологизация экономики. Экономика должна иметь приоритет над политикой;
2. В сложный переходный период главным реформатором должно быть государство;
3. Весь процесс обновления и прогресса должен строиться на правовой основе;
4. Переход к рыночным отношениям должен сопровождаться осуществлением мер по социальной защите населения;
5. Становление рыночных отношений должно осуществляться поэтапно.
Первый этап осуществления экономических реформ (с 1991 до середины 1994 гг.) был в основном направлен на создание правовых основ новой экономической системы, формирование и укрепление государственности, устранение стереотипов старого мышления.
Главным результатом начального этапа проводимых коренных преобразований в республике Узбекистан является то, что нам удалось разработать и осуществить на практике свою модель формирования стратегии и курса реформ. Как отметил Президент нашей республики И.А.Каримов в своей работе "Узбекистан по пути углубления экономических реформ" на первом этапе одновременно приходилось решать две определяющие задачи:
— преодолеть тяжелые последствия административно-командной системы, переломить кризис, стабилизировать экономику;
— сформировать основы рыночных отношений с учетом специфических условий и особенностей республики
С введением в обращение в Республике Узбекистан национальной валюты 1 июля 1994 г. начался качественно новый этап в осуществлении экономических реформ. Второй этап призван завершить формирование рыночных структур, он предусматривает дальнейшее совершенствование налоговой, финансовой и денежно—кредитной политики, либерализацию всей внешнеэкономической деятельности. Он направлен на укрепление экономической системы и достижение экономической независимости нашей республики.
Наша собственная модель перехода к рыночным отношениям была основана всемерном учете специфических условий и особенностей республики, традиций, обычаев, уклада жизни, искоренении тяжелого наследия однобокого, гипертрофического развития экономики в прошлом.
В то же время модель вобрала в себя все то лучшее, что накоплено мировым опытом, теми странами, которые прошли этот непростой путь обновления и преобразований страны и общества. Они известны как пять принципов Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова. Они получили признание не только в нашей стране, но и в других государствах.
Во-первых, приоритет экономики над политикой и при экономика должна быть деидеологизирована;
Во-вторых, главным реформатором является государство;
В-третьих, верховенство закона;
В-четвертых, сильная социальная политика;
В-пятых, переход к рынку должен быть поэтапным.
Эти пять принципов, и были положены в основу собственного пути обновления, развития и прогресса, образуя несущие конструкции концепции переходного периода. Реализация этих принципов обеспечила общественно-политическую стабильность в республике, а главное-последовательное движение к внедрению рыночных отношений.
Экономической основой государственного суверенитета Узбекистана была выбрана социально ориентированная рыночная экономика, которая в наибольшей мере соответствовала этапу общественного развития и специфическим условиям республики.
Рыночная экономика такого типа призвана была обеспечить:
-конституционные, законодательные и правовые гарантии для развития предпринимательской деятельности юридических и физических лиц, стимулирование конъектуры свободного рынка;
-юридическое равноправие всех видов собственности и форм хозяйствования, максимальную свободу деятельности экономических субъектов;
-полную ответственность экономических субъектов за результаты своей хозяйственной деятельности;
-приоритет общечеловеческих ценностей и наиболее полный учет в экономических отношениях национальных традиций, обычаев, уклада жизни народа;
-достойные условия жизнедеятельности и развития человека, надежные социальные гарантии, неуклонное повышение жизненных стандартов населения;
-обретение Узбекистаном достойного места в мировом сообществе, активное участие в международном разделении труда на равноправных и взаимовыгодных условиях.
В связи с этим были определены основные задачи второго этапа экономических реформ:
—довести до конца начатую работу по приватизации государственного имущества и формированию многоукладной социально — ориентированной экономики;
— преодолеть спад производства и обеспечить макроэкономическую стабильность, экономическую и финансовую устойчивость, как предприятий, отраслей, так и государства в целом;
— провести мероприятия, способствующие укреплению национальной валюты — сума;
— изменить структуру пашей экономики, перейти от сырьевой направленности на выпуск готовой продукции, довести её качество и конкурентоспособность до уровня требований мировых стандартов.
В результате проводимого реформирования в Узбекистане основная часть собственных и заёмных средств идёт, в первую очередь, на инвестирование, завоз в республику новых технологий и техники.
Принятые в республике законы создают целостную систему налоговых льгот и стимулов, гарантий от политических и коммерческих рисков, благоприятные условия для активного участия зарубежных фирм и компаний на рынках Узбекистана.
В период трансформации экономики и перехода на рыночные отношения особое внимание уделялось социальной политике. За годы независимости в Узбекистан был создан новый механизм социальной защиты населения, с учетом реальной экономической ситуации, имеющихся ресурсов и возможностей. На каждом этапе реформирования проводилась и соответствующая социальная политика.
В начальный период перехода к рынку Узбекистан шел по пути упреждающей социальной защиты всего населения. Дотации и льготы распространялись в равной мере на всё население без учета степени нуждаемости в них. Это сыграло важную роль в предотвращении резкого снижения уровня жизни людей, явилось фактором сохранения спокойствия и стабильности в республике, но в то же время приводило к тому, что этими дотациями и льготами пользовались и далеко не бедствующие семьи.
Поэтому по мере углубления реформ, развития рыночных отношений в социальную политику были внесены существенные коррективы — сделан упор на оказание помощи действительно нуждающимся семьям. В связи с этим был разработан и реализован механизм адресной социальной защиты населения.
Главной стратегической целью Узбекистана является строительство открытого демократического государства с рыночной экономикой, формирование основ гражданского общества. В связи с этой стратегической целью одним из приоритетов реформирования в первые годы XXI века определена либерализация и углубление экономических реформ во всех сферах и секторах экономики.
Главная задача либерализации в экономике — это, прежде всего сокращение контрольных и регулирующих функций государства, ограничение его вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, в деятельность частного бизнеса. Мировой опыт свидетельствует, что наличие преобладающего класса реальных собственников служит гарантом стабильности и благополучия в обществе.


Дата добавления: 2014-05-16 01:44:26
Просмотров: 13105

Рекомендуется посмотреть


Поиск по сайту


Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова «Высокая духовность – непобедимая сила» (31180)
Пять принципов «Узбекской модели». (9345)
Концепция цивилизации Тойнби (4816)
Неопозитивизм и его представители (4743)
Основные признаки цивилизации (4204)
Практика как основа и цель познания (4028)
Перцептуальное пространство. (3692)
Основные подходы к цивилизации (3584)
Методологические основы предмета «Теория и практика построения демократического общества в Узбекистане». «Теория и практика построения демократического общества в Узбекистане» в системе общественно-гуманитарных наук. (3573)
«Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» - важный этап развития страны. (По докладу И.А. Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 (3396)

Популярное видео

01. Числовые и алгебраические выражения (1818)
WordPress. Уровень 1. Контент – менеджер. 1 день. Часть 1 (1267)
03. Числовые выражения действия с дробными числами (1140)
Основные физические понятия электродинамики (1058)
Относительность движения (1048)
07. Разложение многочленов на множители. Метод выделения полного квадрата. Комбинация методов (1044)
Манометр Бурдона (1041)
02. Числовые выражения действия с натуральными числами (650)
HTML и CSS. Уровень 1. День 1. Часть 1 (638)
05. Что такое математическая модель (619)

Популярные тесты по истории

Идея и идеология национальной независимости. Их задачи и место в развитии Республики Узбекистан. (25288)
Собственный путь развития Республики Узбекистан. «Узбекская модель». (13105)
Угрозы безопасности Узбекистану на пороге XXI века (По книге И.А.Каримова «Узбекистан на пороге XXI века: угроза безопасности, условия стабильности и гарантии прогресса»). (11878)
Возрождение национальных и религиозных ценностей народов Узбекистана в условиях независимости. (Книга И.А.Каримова «Юксак маънавият – енгилмас куч».). (9869)
Президент И. А. Каримов о значении изучения истории (по работе И.А. Каримова «Без исторической памяти нет будущего»). (9534)
Первобытнообщинный строй на территории Узбекистана и его периодизация. (Палеолит, мезолит - их достижения). (8722)
Узбекистан в мировом сообществе. Внешняя политика Республики Узбекистан в период независимости. (8090)

Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 19