Социальная ориентация экономических реформ в Узбекистане.

Каждая страна имеет собственную историю социально- экономического развития. Социально ориентированная рыночная экономика, к созданию которой стремиться Узбекистан в настоящее время, в определенной мере воплощает в себя развитие государственности со времен античной Согдианы и Хорезма, государства Сомонидов, эпохи Амира Тимура и последующих этапов исторического развития. Следует отметить, что многие конкретные аспекты социальной жизни перечисленных эпох остаются почти не исследованными. Пристальное внимание к глубокому исследованию социально-экономических процессов прошлого, может убедить нас в том, что у всех народов, во все времена, были и есть общечеловеческие ценности, в том числе, и в отношении той среды общественных отношений, которые проявляются во взаимосвязи социальных и экономических процессов.
Научный подход к проблемам взаимосвязей социальных и экономических отношений в Узбекистане требует обращения к длительной истории страны. Как подчеркивал Президент страны И.А Каримов, любое обращение к современным общественным явлениям должно исходить «…из тех ценностей, которые являются священными для нашего народа, опираясь на огромное историческое наследие, твердо придерживаясь общепризнанных демократических принципов и норм».1
Экономические реформы, проводимые в Узбекистане, предусматривают выбор моделей и средств рационального использования имеющихся ресурсов для обеспечения экономического роста, направления
Прежде чем определить свой путь развития, в Узбекистане всесторонне и глубоко были изучены различные модели рыночной экономики: турецкая, китайская, стран Восточной Европы, корейская, сингапурская, США и других. Для Узбекистана привлекательными были также шведская, германская, японская модели социальной рыночной экономики.
Следует учесть, что модель социально-экономического развития одной страны не может быть механически перенесена в другую страну. У каждой страны имеются свои особенности и возможности. Это связано с геополитическим положением, ресурсной базой, демографическими процессами, национальными традициями, обычаями и многими социальными, морально- психологическими особенностями национального государства.
Обретение независимости Узбекистаном в 1991 году открыло широкие возможности для построения нового демократического правового государства и гражданского общества. С первых дней независимости начались поиски путей создания такого государства, вовлечения в эту работу широких слоёв интеллигенции – правоведов, политологов, экономистов, историков, государственных и общественных деятелей. В эту работу были вовлечены молодые талантливые специалисты. У молодого государства появилась возможность познания своей истории, своих традиций и богатого культурного наследия, активного поиска собственного пути развития экономического и социального прогресса. Нужна была продуманная, научно обоснованная программа переходного периода, трансформация командно- административной системы в рыночную систему.
Обстоятельства сложились таким образом, что Узбекистану пришлось с первых дней независимости самостоятельно решать острейшие проблемы, которые достались в наследство от прежнего режима. Наследием прошлого были: глубоко однобокая экономика; колониально направленная структура использования богатых природных и минерально-сырьевых ресурсов, размещение производительных сил, ценообразование, структура потребления населения и др. Возникла задача самостоятельного определения механизмов и форм перехода от командной экономики к рыночной системе, а также необходимость в поисках оптимальных вариантов вхождения в международные экономические отношения.
Изучение богатого опыта многих стран с рыночной экономикой подсказало необходимость для Узбекистана формирования социально ориентированной рыночной экономики. Такой выбор был основан на всестороннем учете, не только мирового опыта, но и условий жизни, традиций, обычаев, уклада жизни населения республики.
Процесс формирования социально ориентированной экономики в Узбекистане основывается на пяти ключевых принципах политики переходного периода, сформулированных Президентом И.А.Каримовым. Они сводятся к следующему:
1. Экономика должна иметь приоритет над политикой, быть ее внутренним содержанием. Политика является отражением экономики и должна служить ее дальнейшему развитию. Экономика и политика не функционируют раздельно. Они неразрывно связаны друг с другом и составляют две стороны единого целого. В этой взаимосвязи приоритет придаётся экономике, как первичного звена единой системы. Это не говорит о второстепенности политики. Экономическая политика призвана укреплять экономику, определять стратегию ее развития. Непродуманная, необоснованная, ошибочная экономическая политика может нанести экономике не поправимый удар, обрести экономику на провал и срыву конечной цели. Экономика и политика, в единстве и в полном согласии, должны двигаться в направлении к главной социальной цели – повышения уровня жизни населения и социальной его защищенности.
2. Переходный период от одной социально-экономической системы к другой полон противоречиями, сложностями. Преодоление их требует наличия сильного государственного управления. Именно государство выступает инициатором всех реформ. Оно определяет приоритетные направления экономического развития, вырабатывает и реализует политику коренных преобразований в социально- экономической и общественно-политической жизни страны. Государство в переходный период выступает главным реформатором. Этот фактор не позволяет хаотичному развитию процессов трансформации одной социально- экономической системы в другой, придаёт этому процессу целенаправленность и последовательность.
3. В самом начале переходного периода необходимо заложить правовые основы будущей социально ориентированной экономики. Прежде всего, сам переходный период должен опираться на правовую основу. Только в правовом государстве обеспечивается достижение ощутимых результатов экономических и социальных преобразований.
4. Переход к рыночным отношениям в Узбекистане, с его демографическими особенностями и накопившимися сложными социальными проблемами, потребовали осуществления сильной социальной защиты населения. Узбекистану, в наследство от прежней системы, досталось крайне низкий уровень жизни населения, особенно в сельской местности. К этому явлению прибавилось ещё проблема безработицы, которая обострилась в связи с экономическим кризисом. Закрытие многих крупных предприятий общесоюзного значения, прекращение поставок и заказов из других регионов бывшего СССР, привели к прекращению или к резкому сокращению деятельности значительного количества предприятий, что привело к увеличению числа безработных. Отсутствие работы, безусловно, сокращает источник доходов и расширяется круг бедных семей. Переход к рыночным отношениям, под влиянием спроса и предложения, приводит к резкому росту цен на товары и услуги. Выход страны на мировой рынок ресурсов требует приспособления цен внутреннего рынка к международному уровню. Внедрение рыночного механизма ценообразования, при низких доходах семей, требует создания сильного и действенного механизма социальной защиты и социальных гарантий. Только в этом случае возможно обеспечение динамичного продвижения к рыночной экономике и сохранение общественно- политической стабильности в стране.
5. Поэтапность формирования новых рыночных отношений является важнейшей чертой экономических реформ. Опыт перехода к рыночной экономике в ряде стран методом «шоковой терапии» для Узбекистана не был пригодным. Внедрение рыночных механизмов за короткие сроки могло еще больше углубить накопившиеся социальные проблемы и привести к обвальному обнищанию населения. Лишь постепенный переход к рыночным отношениям служит одним из ведущих принципов. Он определяет всю внутреннюю логику, динамизм и характер экономических реформ. Поэтапность перехода к рыночным отношениям была вызвана еще тем, что для такой страны, как Узбекистан, требовалось время для создания соответствующей правовой базы, рыночной структуры, осуществления глубоких реформ в области собственности, аграрных отношений, в социальной сфере. Поэтапность перехода к рынку потребовалась для формирования нового экономического мышления, рыночной психологии, приспособления к рыночным ситуациям. Необходимо было решить проблему подготовки кадров нового поколения, специалистов, способных работать в рыночных условиях.
Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов отмечал: « Мы сделали для себя однозначный выбор – двигаться к рыночной экономике не великими скачками, не путем революционных разрушений, а последовательно – от этапа к этапу, т.е. эволюционным путем. Каждый этап – это звено в осуществлении стратегии проводимых реформ».1

Категория: Тесты по истории

Поиск

Там мы публикуем различные ЕГЭ и DTM варианты, решения школьных экзаменов, видеоуроки и многое другое.

Абитуриентам

ЦТ, Беларусь

Сборники тестов, Узбекистан
DTM варианты
Онлайн ДТМ тестирование

Решебники

Физика
Математика

Онлайн тестирование

Английский язык Английский язык
Русский язык Русский язык
Математика Математика
Биология Биология
География География
История История

База знаний по предметам

Физика Физика
Математика Математика
Информатика Информатика
Литература Литература
Английский язык Английский язык
Русский язык Русский язык
Химия Химия
История История
География География
Биология Биология

Все разделы

"Test-Uz.Ru" © 2014-2024. Информационный портал для школьников, абитуриентов, студентов и учителей

О сайте | Обратная связь