Социальная ориентация экономических реформ в Узбекистане.

Каждая страна имеет собственную историю социально- экономического развития. Социально ориентированная рыночная экономика, к созданию которой стремиться Узбекистан в настоящее время, в определенной мере воплощает в себя развитие государственности со времен античной Согдианы и Хорезма, государства Сомонидов, эпохи Амира Тимура и последующих этапов исторического развития. Следует отметить, что многие конкретные аспекты социальной жизни перечисленных эпох остаются почти не исследованными. Пристальное внимание к глубокому исследованию социально-экономических процессов прошлого, может убедить нас в том, что у всех народов, во все времена, были и есть общечеловеческие ценности, в том числе, и в отношении той среды общественных отношений, которые проявляются во взаимосвязи социальных и экономических процессов.
Научный подход к проблемам взаимосвязей социальных и экономических отношений в Узбекистане требует обращения к длительной истории страны. Как подчеркивал Президент страны И.А Каримов, любое обращение к современным общественным явлениям должно исходить «…из тех ценностей, которые являются священными для нашего народа, опираясь на огромное историческое наследие, твердо придерживаясь общепризнанных демократических принципов и норм».1
Экономические реформы, проводимые в Узбекистане, предусматривают выбор моделей и средств рационального использования имеющихся ресурсов для обеспечения экономического роста, направления
Прежде чем определить свой путь развития, в Узбекистане всесторонне и глубоко были изучены различные модели рыночной экономики: турецкая, китайская, стран Восточной Европы, корейская, сингапурская, США и других. Для Узбекистана привлекательными были также шведская, германская, японская модели социальной рыночной экономики.
Следует учесть, что модель социально-экономического развития одной страны не может быть механически перенесена в другую страну. У каждой страны имеются свои особенности и возможности. Это связано с геополитическим положением, ресурсной базой, демографическими процессами, национальными традициями, обычаями и многими социальными, морально- психологическими особенностями национального государства.
Обретение независимости Узбекистаном в 1991 году открыло широкие возможности для построения нового демократического правового государства и гражданского общества. С первых дней независимости начались поиски путей создания такого государства, вовлечения в эту работу широких слоёв интеллигенции – правоведов, политологов, экономистов, историков, государственных и общественных деятелей. В эту работу были вовлечены молодые талантливые специалисты. У молодого государства появилась возможность познания своей истории, своих традиций и богатого культурного наследия, активного поиска собственного пути развития экономического и социального прогресса. Нужна была продуманная, научно обоснованная программа переходного периода, трансформация командно- административной системы в рыночную систему.
Обстоятельства сложились таким образом, что Узбекистану пришлось с первых дней независимости самостоятельно решать острейшие проблемы, которые достались в наследство от прежнего режима. Наследием прошлого были: глубоко однобокая экономика; колониально направленная структура использования богатых природных и минерально-сырьевых ресурсов, размещение производительных сил, ценообразование, структура потребления населения и др. Возникла задача самостоятельного определения механизмов и форм перехода от командной экономики к рыночной системе, а также необходимость в поисках оптимальных вариантов вхождения в международные экономические отношения.
Изучение богатого опыта многих стран с рыночной экономикой подсказало необходимость для Узбекистана формирования социально ориентированной рыночной экономики. Такой выбор был основан на всестороннем учете, не только мирового опыта, но и условий жизни, традиций, обычаев, уклада жизни населения республики.
Процесс формирования социально ориентированной экономики в Узбекистане основывается на пяти ключевых принципах политики переходного периода, сформулированных Президентом И.А.Каримовым. Они сводятся к следующему:
1. Экономика должна иметь приоритет над политикой, быть ее внутренним содержанием. Политика является отражением экономики и должна служить ее дальнейшему развитию. Экономика и политика не функционируют раздельно. Они неразрывно связаны друг с другом и составляют две стороны единого целого. В этой взаимосвязи приоритет придаётся экономике, как первичного звена единой системы. Это не говорит о второстепенности политики. Экономическая политика призвана укреплять экономику, определять стратегию ее развития. Непродуманная, необоснованная, ошибочная экономическая политика может нанести экономике не поправимый удар, обрести экономику на провал и срыву конечной цели. Экономика и политика, в единстве и в полном согласии, должны двигаться в направлении к главной социальной цели – повышения уровня жизни населения и социальной его защищенности.
2. Переходный период от одной социально-экономической системы к другой полон противоречиями, сложностями. Преодоление их требует наличия сильного государственного управления. Именно государство выступает инициатором всех реформ. Оно определяет приоритетные направления экономического развития, вырабатывает и реализует политику коренных преобразований в социально- экономической и общественно-политической жизни страны. Государство в переходный период выступает главным реформатором. Этот фактор не позволяет хаотичному развитию процессов трансформации одной социально- экономической системы в другой, придаёт этому процессу целенаправленность и последовательность.
3. В самом начале переходного периода необходимо заложить правовые основы будущей социально ориентированной экономики. Прежде всего, сам переходный период должен опираться на правовую основу. Только в правовом государстве обеспечивается достижение ощутимых результатов экономических и социальных преобразований.
4. Переход к рыночным отношениям в Узбекистане, с его демографическими особенностями и накопившимися сложными социальными проблемами, потребовали осуществления сильной социальной защиты населения. Узбекистану, в наследство от прежней системы, досталось крайне низкий уровень жизни населения, особенно в сельской местности. К этому явлению прибавилось ещё проблема безработицы, которая обострилась в связи с экономическим кризисом. Закрытие многих крупных предприятий общесоюзного значения, прекращение поставок и заказов из других регионов бывшего СССР, привели к прекращению или к резкому сокращению деятельности значительного количества предприятий, что привело к увеличению числа безработных. Отсутствие работы, безусловно, сокращает источник доходов и расширяется круг бедных семей. Переход к рыночным отношениям, под влиянием спроса и предложения, приводит к резкому росту цен на товары и услуги. Выход страны на мировой рынок ресурсов требует приспособления цен внутреннего рынка к международному уровню. Внедрение рыночного механизма ценообразования, при низких доходах семей, требует создания сильного и действенного механизма социальной защиты и социальных гарантий. Только в этом случае возможно обеспечение динамичного продвижения к рыночной экономике и сохранение общественно- политической стабильности в стране.
5. Поэтапность формирования новых рыночных отношений является важнейшей чертой экономических реформ. Опыт перехода к рыночной экономике в ряде стран методом «шоковой терапии» для Узбекистана не был пригодным. Внедрение рыночных механизмов за короткие сроки могло еще больше углубить накопившиеся социальные проблемы и привести к обвальному обнищанию населения. Лишь постепенный переход к рыночным отношениям служит одним из ведущих принципов. Он определяет всю внутреннюю логику, динамизм и характер экономических реформ. Поэтапность перехода к рыночным отношениям была вызвана еще тем, что для такой страны, как Узбекистан, требовалось время для создания соответствующей правовой базы, рыночной структуры, осуществления глубоких реформ в области собственности, аграрных отношений, в социальной сфере. Поэтапность перехода к рынку потребовалась для формирования нового экономического мышления, рыночной психологии, приспособления к рыночным ситуациям. Необходимо было решить проблему подготовки кадров нового поколения, специалистов, способных работать в рыночных условиях.
Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов отмечал: « Мы сделали для себя однозначный выбор – двигаться к рыночной экономике не великими скачками, не путем революционных разрушений, а последовательно – от этапа к этапу, т.е. эволюционным путем. Каждый этап – это звено в осуществлении стратегии проводимых реформ».1


Просмотров: 2334
Категория: Тесты по истории


Рекомендуется посмотреть

Комментарии



Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Пре ...(35388)
Пять принципов «Узбекской мо ...(12843)
Концепция цивилизации Тойнби ...(6631)
Основные признаки цивилизаци ...(6474)
Неопозитивизм и его представ ...(5990)
Социальное пространство. ...(5735)
Практика как основа и цель п ...(4933)
Основные подходы к цивилизац ...(4751)
Перцептуальное пространство. ...(4652)
Биологизаторские концепции ч ...(4474)

Социальные сети



Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 3
Ботов - 0