Приватизация государственной собственности и формирование в Узбекистане основ многоукладной экономики

Завоевание государственной независимости создало благоприятные условия и широкие возможности для определения собственного пути социально-экономического развития.
Была разработана собственная модель перехода к рыночным отношениям, основанная на всемерном учете специфических условий и особенностей республики, традиций, обычаев, уклада жизни, а также учете опыта зарубежных стран, прошедших путь рыночного реформирования. Эта модель получила название "Узбекистанской модели".
Первый этап осуществления экономических реформ (с 1991 до середины 1994 гг.) был в основном направлен на создание правовых основ новой экономической системы, формирование и укрепление государственности, устранение стереотипов старого мышления. На этом этапе пришлось решать две взаимосвязанные задачи: покончить с тяжелыми последствиями административно-бюрократической системы и сформировать основы рыночных отношений.
В этих целях уже в начальный период независимости было принято около ста законодательных и нормативных актов, давших начало широкому предпринимательству, иностранным инвестициям, разгосударствлению собственности. Этим был положен конец государственной монополии, разрушена административно-бюрократическая система в экономике, создан фундамент рыночных отношений и началось формирование широкого слоя собственников.
Проводилось формирования новых форм собственности в сельском хозяйстве, осуществления приватизации и разгосударствления предприятия местной промышленности, торговли, бытового обслуживания, жилищного фонда, а также акционирования отдельных предприятий легкой промышленности, строительства и транспорта. Большая часть жилищных зданий была приватизирована бесплатно, часть из них передана владельцам на льготных условиях. В сельском хозяйстве за короткое время 770 коллективных и государственных хозяйств были преобразованы в арендные и общественные хозяйства.
С введением в обращение в Республике Узбекистан национальной валюты 1 июля 1994 г. начался качественно новый этап в осуществлении экономических реформ. Второй этап призван завершить формирование рыночных структур, он предусматривает дальнейшее совершенствование налоговой, финансовой и денежно—кредитной политики, либерализацию всей внешнеэкономической деятельности. Он направлен на укрепление экономической системы и достижение экономической независимости нашей республики.
В рамках второго этапа реформ в республике началось создание акционерных обществ открытого типа, выпуск ценных бумаг, аукционные торги недвижимостью стали новой ступенью дальнейшего углубления экономических преобразований.
Наиболее важные отрасли промышленности - геологоразведочная, топливно-энергетический комплекс, средства связи, транспорта не подлежали приватизации. В химической, золотодобывающей, горной, хлопкоочистительной промышленности 51 % акций принадлежат государству.
В результате проводимого реформирования в Узбекистане основная часть собственных и заёмных средств идёт, в первую очередь, на инвестирование, завоз в республику новых технологий и техники. Благодаря такой политике был построен автомобильный завод в г.Асаке, введён в действие Бухарский нефтеперерабатывающий завод; обустроены месторождения Кокдумулак и Мингбулак; с участием иностранных партнеров, построены десятки текстильных и прядильных фабрик, спиртовых производств в Андижане, Коканде и Янгиюле, сахарный завод в Хорезмской области, Кызылкумский фосфоритовый комбинат, Кунградский содовый завод, реконструированы Узбекский комбинат тугоплавких и жаропрочных материалов, Алмалыкский и Навоийский горно-металлургический комбинаты, предприятия химической отрасли, пищевой и местной промышленности, построены новые железные и автомобильные дороги, новые объекты телекоммуникаций, благоустроены города и села.
Принятые в республике законы создают целостную систему налоговых льгот и стимулов, гарантий от политических и коммерческих рисков, благоприятные условия для активного участия зарубежных фирм и компаний на рынках Узбекистана.
В период трансформации экономики и перехода на рыночные отношения особое внимание уделялось социальной политике. За годы независимости в Узбекистан был создан новый механизм социальной защиты населения, с учетом реальной экономической ситуации, имеющихся ресурсов и возможностей. На каждом этапе реформирования проводилась и соответствующая социальная политика.
Главной стратегической целью Узбекистана является строительство открытого демократического государства с рыночной экономикой, формирование основ гражданского общества. В связи с этой стратегической целью одним из приоритетов реформирования в первые годы XXI века определена либерализация и углубление экономических реформ во всех сферах и секторах экономики.
Главная задача либерализации в экономике — это, прежде всего сокращение контрольных и регулирующих функций государства, ограничение его вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, в деятельность частного бизнеса. Мировой опыт свидетельствует, что наличие преобладающего класса реальных собственников служит гарантом стабильности и благополучия в обществе.
Либерализация экономики подразумевает:
Во-первых, создание реального класса собственников.
Во-вторых, формирование реальной конкурентной среды.
В-третьих, развитие инфраструктуры рынка, совершенствование деятельности финансовой и банковской системы.
Рыночная инфраструктура – это фондовые и оптовые рынки, биржа, кредитные и финансовые учреждения, лизинговые и консалтинговые
компании, призванные обслуживать предпринимателей.
В-четвёртых, пересмотр всей системы организации внешнеэкономической деятельности. Должны быть созданы правовые и экономические условия для более широкого привлечения иностранного капитала в нашу экономику, для её структурных преобразований.
В-пятых, либерализацию валютного рынка.
В-шестых, укрепление стимулов и расширение гарантии и льгот по привлечению иностранных инвестиций.
В-седьмых, ограничение вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий со стороны государства, различных проверяющих и контролирующих органов.
Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно сказать что Узбекистан осуществляет поэтапное формирование социально – ориентированной рыночной экономики, создает мощную и динамично развивающуюся экономическую систему, обеспечивающую рост национального богатства, достойные условия для жизни и деятельности людей. Предоставляются широкие экономические свободы предприятиям и гражданам,. Осуществляются глубокие структурные преобразования экономики, обеспечивающие эффективное использование материальных, природных и трудовых ресурсов, производство конкурентно способной продукции, интегрирование в широкую экономическую систему.




Просмотров: 2950
Категория: Тесты по истории


Рекомендуется посмотреть

Комментарии



Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Пре ...(33133)
Пять принципов «Узбекской мо ...(11000)
Основные признаки цивилизаци ...(5836)
Концепция цивилизации Тойнби ...(5727)
Социальное пространство. ...(5595)
Неопозитивизм и его представ ...(5314)
Практика как основа и цель п ...(4527)
Основные подходы к цивилизац ...(4255)
Перцептуальное пространство. ...(4231)
Биологизаторские концепции ч ...(4046)

Социальные сети



Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 1
Ботов - 0