Процесс и проблемы освобождения узбекских женщин (движение «Худжум»).

Кампания за равноправие женщин
В эти же годы (20 – 30-е гг.) в центре внимания партийных и государственных органов находилась проблема изживания религии среди женщин-мусульманок Средней Азии, однако женская религиозность имела весьма прочные основы. Испокон веков жизнь женщин регламентировалась исламскими нормами и традициями. В короткий срок, одним махом ликвидировать влияние религии среди женщин было нереально.
Сразу после Октябрьского переворота в Туркестане осуществлялся ряд мер, направленных на установление равноправия женщин, против замужества несовершеннолетних девушек. В начале 20-х гг. появились женские отделы на уровне правительства, которые в своей деятельности учитывали специфику образа жизни женщин, местные традиции. Но естественный ход работы среди женщин коренной национальности не устраивал тоталитарный режим. К сожалению, процесс раскрепощения женщин проводился в большинстве случаев с игнорированием сложившихся моральных норм, согласно которым низшие партийные и советские работники, не говоря уже простом народе, просто не могли себе представить женщину без паранджи.
Члены коммунистической партии должны были идти в первых рядах движения "Худжум" ("Наступление"). Мужья приводили своих жен на площадь, где с них снимали паранджу и сжигали ее, а на следующий день они же заставляли их снова надеть ее. В целях пресечения подобных явлений XIV пленум Средазбюро (октябрь 1927 г.) принял постановление наказывать за подобные действия вплоть до исключения из рядов партии. Приводились факты, что в Киргизстане 18 из 258 ответственных работников после революции женились по калыму (с уплатой выкупа за невесту), трое по наследству (после смерти родственника), двое имели по две жены. Вместо методов убеждения, просвещения часто применялись угрозы, наказания. Агитационная работа велась исключительно среди женщин. Из поля зрения выпала необходимость ведения агитационной работы среди мужчин.
Движение "Худжум" развернулось с таким размахом, что между Узбекистаном и Туркменистаном даже проводилось соревнование по числу раскрепощенных женщин. В историю это вошло под названием "договор миллионов".
Психологическое и религиозное давление на женщин оставило свой кровавый след. В 1927-1928 гг. в ходе "Худжума" только в Узбекистане из числа членов членов женотделов, заведующих клубов и библиотек погибло свыше 25ОО женщин. Поспешность в проведении подобных мероприятий породила у части населения враждебное отношение к постановлениям правительства. Всякое противодействие раскрепощению женщин представителями правительства расценивалось как преступная деятельность духовенства.
Однако исторические факты раскрывают реальную позицию прогрессивной части духовенства. Его представители даже сделали попытку организации "женских отделов". В целом они одобряли раскрепощение женщин, однако вместе с тем отмечали необходимость осуществления постоянного религиозного их воспитания. Прогрессивные религиозные деятели предлагали сотрудничество с общественными организациями в деле раскрепощения женщин, однако это благое намерение духовенства игнорировалось партийными и советскими работниками.
Фактически борьба за освобождение женщин имела не классовый, а мировоззренческий характер. Для ведения агитационной работы были выбраны мечети, мулл заставляли в письменном виде давать обещание раскрепостить своих жен. Такие насильственные меры нанесли ущерб женскому движению, в целом нацеленному на просвещение.
Впоследствии были осознаны ошибки и промахи партийных и советских работников в этой сфере. Строго осуждались административные методы в движении "Худжум". Правительством был принят ряд законов по социальной защите женщин.

Просмотров: 3222
Категория: Тесты по истории


Рекомендуется посмотреть

Комментарии



Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Пре ...(35413)
Пять принципов «Узбекской мо ...(12873)
Концепция цивилизации Тойнби ...(6649)
Основные признаки цивилизаци ...(6494)
Неопозитивизм и его представ ...(6007)
Социальное пространство. ...(5739)
Практика как основа и цель п ...(4952)
Основные подходы к цивилизац ...(4766)
Перцептуальное пространство. ...(4663)
Биологизаторские концепции ч ...(4482)

Социальные сети



Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 4
Ботов - 0