Политические репрессии тоталитарного советского режима в Узбекистане в 20-30-е годы.

Репрессии начались еще в 20-х г. 20 в. так знаменитое выражение В.И Ленина «Кто не с нами тот против нас» несет большую смысловую нагрузку особенно представляя себе политическое положение тех лет. Проводилась жестокая политика по искоренению всякого инакомыслия всякого отстаивания своего мнения думать мыслить говорить стало не безопасно. Ленин в начале 20-х г. был уже тяжело больным человеком и после революции 1917 г. прожил еще 7 лет (он умер в 1924 г.) поэтому фактически страной и партией руководил И.В Сталин. Дело Рахима Ахунджановича Инагомова (1902-1938) так называемая «Инагамовщина». Он был министром (наркомом) просвещения и одновременно занимал пост заведующего отделом печати ЦК(центральный комитет)партии Узбекистана. В 1926 г. издал брошюру «Интеллигенция Узбекистана» где говорилось о причинах не приятия узбекским народом Октябрьской революции, о силовом давление на руководство республики со стороны СредАзбюро (средне-азиатсокое бюро), ЦК ВКП(б) и СредАзЭКОСО. Так 12 декабря 1926 г. на пленуме исполкома (исполнительный комитет) был введен термин\словосочетание «Иногамовская группировка»их обвинили в мелкобуржуазном уклоне и национализме Рахима Инагамова сняли с должности (и ряд других) а в 1927 г. на СредАзбюро ЦК ВКП(б) отметили что они идейно близки с правой оппозицией (исключили из партии конечно) и отправили на работу в кишлак в Кашкадарьинской области а 30 мая 1930 г. он признает свои ошибки и отрекается от своих прошлых идей. Еще одно дело. На 4 пленуме (19-22 ноября 1925 г.) ЦК Компартии на заседании СредАзбюро ЦК ВКП(б) (21-30 ноября 1925 г.) и на 2 съезде Компартии Узбекистана (22-30 ноября 1925 г.) члены правительства УзССР, главы областей и крупных хозяйств (Саиджанов, Рафиков, Рахимбаев, Ашуров и др.) выступил с предложением о ликвидации СредАзбюро обвинив ее в том что фактически она узурпировала всю власть в республике это предложение поддержал и глава правительства Файзулла Ходжаев позже все участники группы (18 человек )были сняты со своих должностей. Пожалуй самой крупной и опасной для центра была группа во главе с Мунавваром Кары членов которой в составе 87 человек арестовали и предъявил обвинение в организации партий «Миллий иттиход» и «Миллий истиклол» эти партии координировали все освободительное движение. 15 наиболее активных(Тиллаханов, Саид Ахори и др.) членов группы в том числе Мунаввара Кары расстреляли остальные были приговорены к длительным срокам заключения. А в августе 1930 г. была арестована группа работников комиссариата (министерства) народного просвещения (Макон Рамзи, Бату, Носир Саиди и др.) их обвинили в разжигании национализма и приговорили к 10 годам лишения свободы. Одновременно проходил процесс над председателем Верховного суда УзССР С.Косымовым его и ряд лиц обвиняли в поддержке повстанческого движения, связях с контрреволюционерами, националистическими организациями и защите исламской религии. Дело получило название «Косымовщина» кроме самого Косымова были привлечены Шарипов, Алимов, Спиридонов.С 5 мая по 15 июня 1932 г. на выездной военной коллегии Верховного суда СССР в Ташкенте проходил процесс над Ш.Бадриддиновым и 5 его сторонниками. Все они работали в прокуратуре и обвинены в связях с членами «Миллий иттиход», повстанцами и Мунаввар Кары и Косымовым (которые были растрелянны 2 года назад) всех их приговорили к длительным срокам заключения. В конце 30-х репрессированы были уже все видные люди республики которые оставили значительный след в истории науке культуре не смотря на национальное и социальное происхождение политические взгляды. Подверглись репрессиям представители местной интеллигенции Фитрат, Абдулла Кадыри, Усман Насир,Чулпан и многие другие. Так за период с 1937 по 1939 г. было арестовано более 41 тыс. человек из них 37 тыс. осуждено а 6920 человек растрелянно. Многих обвиняли в национализме и борьбе против советской власти подготовке вооруженного восстания очень много людей были невиновными и под пытками давали признательные показания, к сожалению такой была политика страны.
В Узбекистане политическим репрессиям подверглись, прежде всего, представители национальной интеллигенции которые высказывали свои самостоятельные мысли, выступали против проявления великодержавного шовинизма политики центра и местных партийных и советских органов порою ущемляющие права и свободы местного населения ратовали за свободу, равенство и демократию. Эти трезвые мысли ими были высказаны по вопросу, проведения земельно-водной реформы, так называемой культурной революции, притеснения национальных кадров, упразднения Среднеазиатского бюро ЦК партии и по другим проблемам, касающихся общественно — политической жизни республики и судьбы своих соотечественников, защиты национальной культуры и языка и т.д.
В годы культа личности попирались демократические ценности. Сталин выдвинул теорию о том, что "по мере укрепления социализма будет усиливаться сопротивление классовых врагов", которая стала основой для репрессивной политики тоталитарного режима. В результате в 1935—1939 годах были репрессированы джадиды, многие поэты и писатели, представители творческой интеллигенции, руководители партийных и советских органов, и другие инакомыслящие. Среди них истинные патриоты, защитники интересов своей нации — Акмал Икрамов, Файзулла Ходжаев, почти все секретари обкомов, горкомов и райкомов партии, представители местных советских государственных органов, представители национальной интеллигенции, такие, как Фитрат, Мунаваркори Чулпон, А. Кодирий, Усмон Носир, Элбек и многие другие. Только за период 1937—1939 годов в Узбекистане были арестованы 41 тысяча человек, из них были осуждены и высланы в Сибирь, посажены в тюрьмы и концентрационные лагеря 37 тысяч человек, а 7 тысяч человек расстреляны.
В результате Узбекский народ почти лишился наиболее просвещенных, трезво мыслящих, истинных патриотов, интеллигенции. Узбекский народ помнит и чтит их. Жизнь этих патриотов была отдана для обретения свободы и независимости своего народа. По инициативе Президента Ислама Абдуганиевича Каримова, 12 мая 2000 года в Ташкенте на берегу Боз сув, где в прошлом были расстреляны Советскими властями многие невинно репрессированные сыновья Отечества, создан мемориальный комплекс памяти жертв Советского тоталитарного режима "Шохидлар хотираси".

Просмотров: 4837
Категория: Тесты по истории


Рекомендуется посмотреть

Комментарии



Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Пре ...(35413)
Пять принципов «Узбекской мо ...(12873)
Концепция цивилизации Тойнби ...(6649)
Основные признаки цивилизаци ...(6494)
Неопозитивизм и его представ ...(6007)
Социальное пространство. ...(5739)
Практика как основа и цель п ...(4952)
Основные подходы к цивилизац ...(4766)
Перцептуальное пространство. ...(4663)
Биологизаторские концепции ч ...(4482)

Социальные сети



Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 4
Ботов - 0