78. Общественно-политическая и культурная жизнь в Узбекистане в 20-30-е гг. XX века. Формирование административно-командной системы.

Для того, чтобы глубоко внедрить коммунистическую идеологию в сознание народных масс, требовалось чтобы они были более или менее грамотными. Декрет, подписанный В.И. Лениным в декабре 1919 г., предусматривал ликвидацию неграмотности населения страны в возрасте от 8 до 50 лет, всех мужчин и женщин. Эта задача стала государственной политикой начиная с 1920 года.
На основе декрета в Узбекистане в 1920—1931 годах было установлено обязательное начальное образование для детей в возрасте от 8 до 11 лет. Уже в 1932-1933 учебном году в республике функционировало в системе просвещения 6444 школ, а количество учеников в них достигло более 644 тысяч. Естественно эта мера имела положительные последствия, так как дети и молодежь становились грамотными, овладевали светскими знаниями. Однако эту меру назвали культурной революцией, в результате которой в короткие сроки были ликвидированы старые и новометодные школы, путем администрирования был осуществлен переход с арабской письменности на латинскую, уничтожались книги, написанные арабской графикой, закрывались мечети, медресе, подвергались гонению представители духовенства.
Кто не разделял этого нововведения в сфере культуры и просвещения, преследовались, позже их обвинили в национализме, пантюркизме, назвали "врагами народа", и они были репрессированы. Таким образом, политические репрессии начались уже в 1927-1928 гг. Партийными и карательными органами были сфабрикованы дела якобы существовавших подпольных антисоветских групп и организаций, например, "иногамовщина", "группа 18—ти" и т.д.
Формирование тоталитарного Советского государства началось еще при жизни Ленина, когда он непосредственно руководил партией большевиков и Советской властью (1918— 1924 гг.), оно стало окончательно таковым, т.е. полностью господствовал тоталитарный режим в 1929—1930 гг. при Сталине и появляется его культ.
Тоталитаризм происходит от позднелатинского слова, которое означает весь, полный, целый. В политическом смысле одна из форм олитического строя, при котором государство устанавливает полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества. При этом происходит огосударствление всех легальных организаций, законом неограниченные полномочия властей, запрещение демократических организаций (партий), ликвидация конституционных прав и свобод, милитаризация общественной жизни, репрессии в отношении прогрессии сил и инакомыслящих.

Просмотров: 2390
Категория: Тесты по истории


Рекомендуется посмотреть

Комментарии



Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Пре ...(35413)
Пять принципов «Узбекской мо ...(12873)
Концепция цивилизации Тойнби ...(6649)
Основные признаки цивилизаци ...(6494)
Неопозитивизм и его представ ...(6007)
Социальное пространство. ...(5739)
Практика как основа и цель п ...(4952)
Основные подходы к цивилизац ...(4766)
Перцептуальное пространство. ...(4663)
Биологизаторские концепции ч ...(4482)

Социальные сети



Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 4
Ботов - 1