Видные деятели джадидизма

Именно из глубинной коренной сущности движения Джадидов родились важные идеи, как осуществление социальных реформ в этом регионе; пропаганда науки, просвещения; агитация к созданию современной передовой промышленности; организация периодических средств массовой информации; развитие национальной литературы; воспевать воссоздание, возрождение благоустроенной, зажиточной, обильной, благополучной Родины. В формировании и развитии этих идей художественная литература и ее основные течения занимают важное место.
В этот период во всех больших и маленьких махаллях (кварталах) Зарафшанской долины жили и творили много литераторов, которые соблюдали разные творческие методы, приёмы. Среди них можно встретить литераторов, соблюдающих традиционные принципы, творящие поэтическим образом, создающие прозаические произведения, также выражающие сущность жадидского движения. Это Туграл, Саидахмад СиддикиАжзий, Саидахмад Васлий, Бехбудий, Иброхим Журъат, Мухаммадрахим (Тикон) Тожий, Писандий Самаркандский, Мирзо Акрам Фикрий, Мирий Каттакургоний, Ориф Гулханий, Хожи Муин, Фахриддин Рожий, Тамхид и другие. Несомненно, многие произведения созданные в этот период, своей сущностью свойственны литературе жадидов и в них новые социальные идеи занимают основное (центральное) место. Но, несмотря на это, нельзя сбрасывать со счетов литераторов, творящих по традиционным принципам. Так как и произведения, созданные на старой основе, своей содержательностью, идейностью, художественностью, своими жанровыми особенностями считаются произведениями, обладающими художественной ценностью. В них тоже, в традиционной форме нашли своё выражение боль и заботы народа, его мечты, надежды, его история.
Махмудходжа Бехбуди (1875—1919 гг.) родился в семье учителя медресе. Учился в мактабе и завершил образование в медресе, когда ему было 20 лет. Он прекрасно знал арабский язык и фарси, хорошо владел русским языком и изучал светские науки. Работая писарем у местного судьи, изучил шариат и фикх и стал давать консультации по мусульманскому праву. Первое свое путешествие он совершил в Россию в 1907 г., затем — путешествие на Средний Восток, где посетил Каир, Дамаск, Стамбул. Работал в новометодной школе, где подготовил восемь учебников по географии.
Мунаввар Кары (1878—1931 гг.) рано потерял отца и получил первоначальное образование у своей матери — Хасият атын, которая была одной из самых образованных женщин своего времени. Затем он обучался в мактабе, готовился стать профессиональным кори — чтецом Корана. В 1898 г. он стал учителем в мечети. С идеями джадидов познакомился по газете “Таржимон” И.Гаспринского. В 1901 г. он подготовил первый учебник для новометодных школ “Первый учитель”, в котором изложил основы обучения грамматике, алфавита. Во втором учебнике “Второй учитель” он раскрыл методику обучения чтению и письму, а также основы взаимоотношений в семье. Мунаввар Кары также подготовил первый учебник по математике.
Теоретик и идеолог центральноазиатского джадидизма Махмудходжа Бехбуди (1875-1919) ратовал за то, чтобы коренным образом реформировать существующую систему духовной жизни и начать подготовку новых кадров, способных вести по прогрессивному и обновленному пути, который соответствовал бы требованиям времени.
Творчество М. Бехбуди пока еще не изучено должным образом нашими исследователями. Он внес крупный вклад в рост национального самосознания народа, всю свою сознательную жизнь посвятил делу просветительства. Он создал газету и журнал, на страницах, которых опубликовал сотни статей.
Наиболее талантливым теоретиком и идеологом был другой просветитель-джадид Абдурауф Фитрат (1886-1938). Фитрат – целое явление в узбекской культуре начала XX века. Он сделал больше, чем десятки деятелей культуры. В своих первых произведениях Фитрат начинает беспощадно разоблачать социально-экономическое положение эмирской Бухары. Фитрат изображает жалкое существование таких сфер, как просвещение, здравоохранение, наука, изобличает бесправие, мракобесие, обнищание населения. Эти негативные явления в жизни общества нашли отражение в произведениях и трудах А. Фитрата.
Исходя из всего этого, истинный патриот Фитрат ставит кардинальную и глобальную задачу – реформирование не только в отдельных сферах социально-культурной жизни, но и государственного строя. Посредством литературы А. Фитрат очень тонко и скрупулезно пропагандирует, и проводит идею просветительства и просвещенности.
Первым крупным общественно-философским произведением А.Фитрата является "Спор бухарского мударриса с европейцем в Индии о пользе новометодных школ» (Стамбул, 1910г). Основными моментами этой книги являются исследование причин кризиса мусульманского мира на примере Бухары, постановка проблемы изменения методов обучения, усиление роли знания в жизни общества.
Книга А.Фитрата "Путеводитель освобождения" (1915) является наиболее значимой, в общественно-философской мысли Центральной Азии начала XX века. В книге анализируются основные причины многовекового самоуничтожения человечества. Первая – это алчность, вторая – неправильное устройство общественного бытия. В работе даётся классификация науки. Чрезвычайно интересны определения, данные А.Фитратом таким понятиям как "расточительство", "жадность", "раздор", "преданность", "алчность", "богатство" и т.п.
Таким образом А,Фитрат рассматривает широкий круг вопросов – от теоретических до практических, от естественнонаучных до гуманитарных, от религиозных до обыденных , от человеческих до космических и т.п.. В руках просветителей литература и наука превратились в мощное орудие проведения в жизнь идей обновления и реформы общественного строя.
Заключая вышесказанное, следует отметить, что джадидизм есть логическое продолжение просветительского движения в Центральной Азии.
В целом просветительство и джадидизм во всех областях материальной и духовной жизни привели к прогрессивным сдвигам. Они стали новым общественно-политическим явлением в истории культурного и духовного развития народов Центральной Азии.
Борцы за просвещение и независимость.
Абдурауф Фитрат (1886-1938гг.). Научили образование в стараметодной школе, затем в медресе Мирараб. В 1909-1913гг. учился в Стамбульском университете. Там вместе с соотечественниками организовал просветительское общество «Бухоро таълими маъруф жамият».Участвовал в издании журналов «Турон», «Бухорий Шариф», «Ойна», открывал Джадидское школы, создавал новые учебники и руководства.
Абдулхамид Чулпан (1897-1938гг.). Обучался в мактабе-медресе, затем в русско-туземной школе. В 1920г. он работал в органах печати Бухарской Республики.
Абдулла Авлони (1878-1934гг). C 7 лет обучался грамоте в стараметодной школе, одно время посещал медресе г. Ташкента. В 1904 года учительствовал, отрыв в Мирабаде джадидскую школу. В 1909-1917гг. написал несколько учебников, имеющие важное значение на сегодняшний день в формировании учащихся национального самосознания и нравственности.
Абдулла Кадари (1894-1938гг.). Один из великих представителей узбекской литературы, основоположник узбекского романа. Учился в старамодной школе, русско-туземной школе, затем в медресе Абдулкасым в Ташкенте. С первых же шагов своей общественной деятельности был озабочен судьбой нации и искал пути её освобождения. Нам известны его романы «Утган кунлар», («Минувшие дни»), «Мехробдан чаён», «Обид кетмон».
Джадидизм, возникший как просветительское движение, в момент, когда решалась судьба Туркестана, вышел на политическую арену в качестве силы, консолидирующей весь узбекский народ. После февральской революции и октябрьского переворота идеологи джадидизма боролись за предоставление Туркестану статуса автономии. Во главе движения за автономию встала первая в регионе общественно-политическая организация «Шурой исломия» во главе с признанными лидерами национальной интеллигенции и духовенства: Махмудходжой Бехбуди, Мунаввар-Кары Абдурашидхановым, Убайдулла Ходжаевым, Мустафой Чокаевым, Мухаммаджоном Тынышбаевым, Шерали Лапиным. Ахмад Заки Валиди Тоганом
Идея предоставления статуса автономии Туркестанскому краю владела умами не только демократической интеллигенции, но и самых широких масс населения. В это время на территории Бухарского эмирата и Хивинского ханства члены партии младобухарцев и младохивинцев активизировали свою деятельность за проведение демократических реформ, Однако октябрьский переворот 1917 года в Петрограде и захват власти в Туркестане большевиками, представлявшими, в основном, лишь европейское население, направил национально-освободительное движение по иному руслу. Опираясь на выдвинутый, М.Бехбуди в 1917 году лозунг «Права не даются, а завоёвываются», IV Чрезвычайный краевой мусульманский съезд, собравшийся в г. Команде в ноябре 1917 года, провозгласил создание Туркестанской автономии (Туркистон Мухторияти) - первого национально-демократического правительства в истории Туркестана. Идейными вдохновителями его создания были джадиды, которые приняли участие и в его формировании.

Просмотров: 5342
Категория: Тесты по истории


Рекомендуется посмотреть

Комментарии



Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Пре ...(33329)
Пять принципов «Узбекской мо ...(11101)
Основные признаки цивилизаци ...(5909)
Концепция цивилизации Тойнби ...(5774)
Социальное пространство. ...(5598)
Неопозитивизм и его представ ...(5349)
Практика как основа и цель п ...(4556)
Основные подходы к цивилизац ...(4288)
Перцептуальное пространство. ...(4255)
Биологизаторские концепции ч ...(4071)

Социальные сети



Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 3
Ботов - 1