Влияние идеологии джадидов на социально – политическую и культурную жизнь в Туркестанском крае

Свобода, равенство, справедливость - идеал джадидов
Джадиды формировали национальную идею, которая могла открыть для народов Средней Азии альтернативный путь к созданию нового государства с собственной социальной, политической и экономической основой. Они были великими продолжателями вековых традиций гуманизма, свободолюбия и справедливости, утвердившихся в общественной мысли узбекского народа.
Прославленный философ Абу Наср аль-Фараби (умер в 950 г.) утверждал, что справедливость является главной чертой характера правителя государства. “Он должен, — писал Фараби, — от природы любить справедливость и быть справедливым к людям, ненавидеть угнетение и несправедливость и тех, кто это совершает, настоятельно побуждать народ жить по справедливости и проявлять сочувствие к тем, кто был оскорблен несправедливостью”. Благодаря трудам философов, писателей, поэтов, общественных деятелей идеал справедливости стал прочной национальной ценностью в сознании узбекского народа.
Эта традиция нашла отражение в программе джадидов, которая сводилась к трем главным принципам — хуррият, муссават, адолат (свобода, равенство, справедливость).
Если справедливость была традиционно утвердившейся идеей в общественном и национальном сознании народа, то свобода и равенство были выдвинуты уже самими джадидами. Под свободой подразумевалось создание свободного и суверенного государства на всей территории Средней Азии. Равенство было общим понятием, связанным с традиционными представлениями, широко распространенными в обществе, где равенство казалось вполне достижимым.
Джадиды видели Туркестанский край свободным и независимым государством, в котором частная собственность находится под защитой государства и охраняется законом, где уважительно относятся к любой религии, обеспечивают свободу и права всем жителям страны. Они хотели, чтобы Туркестанский край стал передовым государством на уровне высокоразвитых государств Европы и Азии.
Печать джадидов
После прошедших в России революций 1905—1907 гг. и февральской 1917 г. — джадиды Туркестанского края поняли, что в условиях колониальной зависимости невозможно добиться духовного и национального возрождения края. Абдулкадыр Шукури, Махмудходжа Бехбуди, Абдулла Авлони, Мунаввар Кары и другие направляют усилия на пропаганду своих реформаторских идей среди населения. Несмотря на жесточайшую цензуру, они начали издавать свои газеты и журналы. Во всех крупных городах Туркестана выходят газеты джадидов: “Тараккий” (“Прогресс”), “Шухрат”, “Хуршид” (“Солнце”), “Садои Туркистон”(“Голос Туркестана”), “Самарканд”, “Ойна" ("Зеркало”), “Турон”, “Бухорои Шариф”(“Благородная Бухара”), “Садои Фаргона” (“Голос Ферганы”) и др. Выход первого номера газеты “Тараккий” 27 июня 1906 г. под редакцией Исмаила Обидова сегодня отмечается в Республике Узбекистан как День печати.
В своих изданиях джадиды рассказывали о событиях, которые происходили в мире и на территории Туркестанского края, разъясняли содержание своих идей и необходимость их широкого распространения. Они показывали роль новометодных школ в подготовке национальных кадров, обучении детей. Многие статьи были посвящены сравнительному анализу развития торговли, промышленности и сельского хозяйства в крае и за рубежом. Не имея возможности из-за цензуры открыто выражать недовольство существующим строем, они пытались указать на истинных виновников тяжелого положения народных масс — колониальную администрацию и собственных правителей.
Однако царская цензура внимательно следила за издаваемыми джадидами печатными изданиями и не допускала статей о политике и освободительной борьбе. Всякая попытка высказаться о политической свободе приводила к немедленному закрытию газеты или журнала.
Махмудходжа Бехбуди (1875—1919 гг.) родился в семье учителя медресе. Учился в мактабе и завершил образование в медресе, когда ему было 20 лет. Он прекрасно знал арабский язык и фарси, хорошо владел русским языком и изучал светские науки. Работая писарем у местного судьи, изучил шариат и фикх и стал давать консультации по мусульманскому праву. Первое свое путешествие он совершил в Россию в 1907 г., затем — путешествие на Средний Восток, где посетил Каир, Дамаск, Стамбул. Работал в новометодной школе, где подготовил восемь учебников по географии.
Мунаввар Кары (1878—1931 гг.) рано потерял отца и получил первоначальное образование у своей матери — Хасият атын, которая была одной из самых образованных женщин своего времени. Затем он обучался в мактабе, готовился стать профессиональным кори — чтецом Корана. В 1898 г. он стал учителем в мечети. С идеями джадидов познакомился по газете “Таржимон” И.Гаспринского. В 1901 г. он подготовил первый учебник для новометодных школ “Первый учитель”, в котором изложил основы обучения грамматике, алфавита. Во втором учебнике “Второй учитель” он раскрыл методику обучения чтению и письму, а также основы взаимоотношений в семье. Мунаввар Кары также подготовил первый учебник по математике.
Джадиды и история
Первостепенное значение в формировании национальной идеи и национального сознания джадиды придавали написанию реальной, правдиво отражающей объективную картину истории. Они считали, что историки должны писать не о ханах и беках, а о реальных событиях, способствующих расцвету или упадку страны. Общность судеб, общность языка, общность совместной борьбы должны были, по их мнению, формировать подлинное содержание исторических работ. Первый обобщающий труд по истории Туркестанского края принадлежит мулле Алиму Махдум Ходжа, редактору газеты “Газета Туркестанской области”, выходившей с 1870 г. Его работа называлась “Тарихи Туркистон”.
В мактабах и медресе история как предмет отсутствовала и джадиды решили преподавать ее. Мунаввар Кары первым ввел в новометодных школах изучение истории тюркских народов и географию. Это был важный шаг в культурном развитии Туркестанского края.
Популярность джадидских школ росла с каждым годом. В 1914 г. в Ташкенте было открыто 15 школ, в которых обучалось 1230 учащихся. С 1910 по 1915 г. в Фергане, Самарканде и Сырдарьинской области было открыто 73 новометодных школ.
Джадиды боролись за нравственное совершенствование народа: осуждали употребление наркотических веществ и алкоголя, курение табака и выступали за полное равенство прав мужчин и женщин. Резкой критике джадиды подвергали расточительные обряды, неумеренные расходы на свадебные церемонии. Они выступали против войн, разоблачали социальную и моральную деградацию правящих кругов, угодничество, тунеядство и фанатизм, разъясняя суть подлинной религии ислам, очищая ее от выдумок и домыслов.
Идеология джадидов была близка к идеям Махатмы Ганди, принципом которого было ненасилие, т.е. отказ от силового решения даже самых острых проблем. Джадиды отвергали насилие в принципе, так как считали, что крупные социальные и национальные потрясения приведут только к народным страданиям и скомпрометируют, в конечном счете, идею свободы и социального прогресса.
В целом их усилия по подъему национального и политического самосознания народа оказали большое влияние на народные массы. В крае усиливается национально-освободительное движение, основой которого стали антиколониальные настроения народов Туркестанского края.
Влияние революций в России на движение джадидов
Революция 1905—1907 гг. усилила политическую активность населения Туркестанского края. Никакие репрессии уже не могли остановить национально-освободительное движение. Выступления населения края против колониальной администрации наносили удары по тылам царского самодержавия, которому приходилось держать здесь крупные военные силы для сохранения своего господства.
Так, только за период с 1911 по 1914 г. в Туркестанском крае, как пишется в донесениях администрации генерал-губернаторства, “было зарегистрировано 1136 нападений повстанческих крестьянских отрядов на колониальную администрацию, баев и купцов”.
Февральская революция 1917 г. в России также оказала большое влияние на развитие национально-освободительного движения. В этот период джадиды создали свою первую партию — “Шурои Исломия" (Исламский совет), и их деятельность приобретает политический характер. В Бухаре возникла партия младобухарцев, которая добивалась от эмира Алимхана умеренных реформ. В Хорезме была создана партия младохивинцев, основной целью которой было реформирование управления страной.
В начале марта 1917 г. джадиды создали в Ташкенте новую организацию, которая должна была объединить все национально-освободительные силы региона и выработать общую программу. Она была названа “Турк одами марказий фиркаси”, т.е. Национальный совет мусульманского центра. В учредительном съезде приняли участие 350 делегатов, среди которых были представители других национальностей: азербайджанцы, татары, туркмены, башкиры.
На съезде развернулись жаркие дискуссии по проблеме статуса будущего государства. Все делегаты согласились, что будущее государство должно называться Туркестан, куда должны войти Бухара, Хива, Казахстан и Туркестанское генерал-губернаторство. Но мнения разделились, когда речь зашла о его статусе. Ташкентские джадиды выступали за независимый и суверенный Туркестан, тогда как самаркандские делегаты предлагали остаться на автономных началах в составе будущей федерации.
Джадиды использовали богатое идейное наследие предыдущих поколений и продолжили лучшие традиции прогрессивной общественности Туркестанского края. Просветительские идеи джадидов родственны идеям французских и английских просветителей, выступавших против абсолютизма, за политическую свободу и гражданские права.
Таким образом, главная заслуга джадидов заключается в том, что они заложили основы идеи национальной независимости, показали воспитательное значение истории, возродили пришедшие в забвение героические страницы истории Туркестанского края. Их заслуга также в том, что они разработали возможный вариант мирного решения назревших социально-экономических задач, показали наиболее эффективные методы преобразования существующего строя через просвещение народа, овладение знаниями и претворение их в жизнь.

Просмотров: 2846
Категория: Тесты по истории


Рекомендуется посмотреть

Комментарии



Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Пре ...(35416)
Пять принципов «Узбекской мо ...(12878)
Концепция цивилизации Тойнби ...(6652)
Основные признаки цивилизаци ...(6495)
Неопозитивизм и его представ ...(6007)
Социальное пространство. ...(5739)
Практика как основа и цель п ...(4953)
Основные подходы к цивилизац ...(4767)
Перцептуальное пространство. ...(4663)
Биологизаторские концепции ч ...(4482)

Социальные сети



Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 9
Ботов - 0