Национально-прогрессивное движение джадидизм и его общественно-политическая сущность.

Вдохновителями освобождения от национального и колониального гнёта явились джадиды. Джадидизм в Средней Азии во многом развивался под идейным воздействием крымско— татарского просветителя, ученого, педагога Исмаила Гаспиринского (1851—1914 гг.). Издававшаяся им газета "Таржимон" в Бахчисарае с 1883 г. была трибуной пропагандистско— просветительских идей и получила широкое признание в Туркестане
На первом этапе джадиды выступили с проектами реформ в области школьного образования. Прежнюю мусульманскую конфессиональную школу (школа находящаяся на содержании и под контролем духовенства) они призывали заменить "новометодной" школой, в которой помимо основ религии ислама изучались бы родной язык, арифметика, география и другие науки. Почти одновременно появляются русско-туземные школы, которые были открыты по инициативе Туркестанского генерал-губернатора фон Кауфмана, преследовавшие цель русификации населения и ослабления влияния ислама, что расходилось с идеями джадидов о создании новометодных школ, В декабре 1884 г, в Ташкенте купцом Сайид—Азимбаем, известным своими прогрессивными взглядами, была открыта первая русско—туземная школа. В 1886 г. эти школы получили официальное одобрение и в этот же год было открыто 14 школ, а к 1911 г. число их достигло 89. Русско-туземные школы открывались по инициативе царского правительства и они отличались от новометодных, новометодные же школы джадидов появились в конце XIX в., и к 1911 г. их число достигло 63.
Представителями первой волны джадидов были: Мунаввар — Коры Абдурашидханов, М.Бехбуди, Абдукадир Шанури и др.
В 1905 г. движение джадидов раскололось на две части. Появляются радикальное течение - модернисты, призывающие к существенным преобразованиям, и кадимисты, которые предлагали ограничить движение реформой богословского образования.
Вследствии того, что народные массы были в основном неграмотными, и печатная литература: газеты, журналы, книги были для них недоступны, проводниками идей джадидизма были театры. На театральном поприще получают известность М. Бехбуди, А. Салидов, А. Фитрат, Чулпон, А, Бадри, А. Кадий, Хамза, А. Авлони и др.
Джадиды выступали за реформы старых феодальных порядков и скорейшей адаптации Туркестана к капиталистическому пути развития. Они призывали к единству нации, способствовали пробуждению национального самосознания. Таким образом явившись вектором национально— освободительного движения.


Просмотров: 1452
Категория: Тесты по истории


Рекомендуется посмотреть

Комментарии



Подписаться на RSS ленту Прислать интересные файлы Прислать информацию о своем учебном заведении

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Регистрация

Популярные записи

Идеи, выдвинутые в книге Пре ...(33136)
Пять принципов «Узбекской мо ...(11003)
Основные признаки цивилизаци ...(5843)
Концепция цивилизации Тойнби ...(5727)
Социальное пространство. ...(5596)
Неопозитивизм и его представ ...(5315)
Практика как основа и цель п ...(4527)
Основные подходы к цивилизац ...(4255)
Перцептуальное пространство. ...(4231)
Биологизаторские концепции ч ...(4047)

Социальные сети



Кто онлайн

Пользователей - 0
Гостей - 6
Ботов - 0